Увлекательно наблюдать (особенно на расстоянии), как человек падает в пучину нонконформистского творчества, оставляя всплеск, а в данном случае blackshadow… Итак — «в предыдущих сериях» увлекательной саги про Untoten мы оплакивали их кончину под «финальный» на тот момент Grabsteinland V, который, к слову, был тепло встречен и критиками, и поклонниками и который можно считать последним официальным релизом Untoten. Далее Дэвид А. Лайн провозгласил эру «музыки без ГМО» и самоиздатом выпустил Soko Friedhof — Devils Mark, сплит Untoten vs. Soko Friedhof — Teufelskreis, концертник Untoten — Gothic Years, и вот сейчас очередь дошла до самостоятельных альбомов в рамках Untoten и Soko Friedhof. Про Soko Friedhof — Mondo Cannibale мы расскажем завтра (и рассказ этот будет весьма интересный), а сегодня остановимся на Untoten — Blackshadow.
Почему сам факт его выхода сродни внезапно рванувшему снаряду? Дело даже не в том, что Untoten ушли со сцены — история помнит множество примеров из серии «я устал, я ухожу — но вот вам еще пять новых лонгплеев и два прощальных тура, раз вы так настаивайте». Да и сплит Teufelskreis наглядно показал, что Untoten даже без Греты вполне может быть как творческая единица. Сенсация в том, что Blackshadow представил 9 сильных треков, которые вполне могли бы стать теми хитами, которые вытащили бы все проходные альбомы Untoten в свое время. И, скорее всего, они и были написаны в тот временной промежуток (может быть, чуть раньше) — ибо эту аутентичную теплую-ламповую атмосферу вряд ли Дэвид бросился бы воссоздавать с нуля. Так какого черта мы их слышим только сейчас (а некоторые так и не услышат, потому что «музыка без ГМО» плохо сочетается со стриминг-платформами)?
Типичное, пафосное, торжественное gothic metal начало Sag mir wo du stehst?, которое на Im Todesschlaf allein преобразуется в полноценный акт безудержной darkwave/gothic metal темной липкой романтики. Greifff несет в саунд что-то новое — аналог джалло в музыке, достигаемый рифмами, лирикой, вокальной линией, нагнетающей атмосферу триллера и эротики. Greifff — хит, мог бы стать ознаменованием новой главы для саунда Untoten. Die schwarze Sonne, наоборот, достаточно традиционен для проекта, в частности, для концептуальных Grabsteinland. Blackshadow внезапно вспоминает пронзительные darkwave литания и звучит за счет них очень круто. Тревожный, печальный около готик-роковый, близ дарк-фолковый Verfluchstdumich… сменяется почти ethereal/dark trip wave этюдом Und ob ich flog. Печальная баллада God on my Back здесь как душа всего альбома, а Diabolus ex Machina — видимо, его плоть и кровь, причем жесткая, жилистая плоть и дурная кровь — в духе Schwarze Messe.
Последние работы Дэвида познакомили нас с удивительным противоречивым чувством. Что-то между эйфорией и досадой, крайней степенью изумления и гневом. Весь тот спектр чувств, когда кто-то на твоих глазах самозабвенно, с песнями-плясками, с огнем в глазах закапывает талант в могильную жижу. 9/10