И вновь эпичное возвращение в gothic/symphonic metal строй с новым студийным альбомом. В этот раз удивили Darzamat, которые в свое время имели чуть ли не культовый статус у своего сегмента аудитории. Культ вокруг такой музыки сейчас вряд ли сложится, но Darzamat показали, что они находятся в отличной творческой форме. A Philosopher At The End Of The Universe звучит объемно, цепляет действием и сеттингом, вписывается в актуальные стандарта жанра. Возможно, это не тот Darzamat, на который рассчитывала старая гвардия поклонников, но «предсказание действует на момент предсказания» — мир альбомов In the Flames of Black Art или Transkarpatia не воскресишь, да и, наверное, не нужно это сейчас.
Новая история начинается с пролога Reminiscence. Заглавный A Philosopher at the End of the Universe сразу демонстрирует все нюансы нового стилистического выбора группы — переосмысленный melodic black metal c характерным построением вокальных линий. Running in the Dark чуть форматнее, чуть легче, что выгодно оттеняет melodic death/extreme metal аутфиты и хоррор-эстетику Thoughts to Weigh on Farewell Day. The Tearful Game проходит ровно, абсолютно не выбивается с общего повествования, хотя в нем и присутствует определенный колорит. Затем падаем обратно во мрак The Sleeping Prophet, чтобы вынырнуть в Clouds Clouds Darkening All, мотив которого намертво оседает в памяти. The Great Blaze делает упор на black metal составляющую, а финальный The Kaleidoscope of Retreat собрал в себе все своеобразно созерцательно-лиричное, что есть в новых Darzamat.
Достойный и целостный релиз, учитывающий свое наследие, но все же предлагающий свежие образы и символы в своем новом материале. 8/10