Batushka — Litourgiya

cover

Практически беспрецедентный случай на современной black metal сцене — никому не известный проект, никаких громких имен, пафосных пресс-релизов — просто лонгплей как таковой — и тут же становится глобальным открытием года, тысячи отзывов, первые строчки в различных чартах. Давно я не видела такого всплеска активности среди метал-аудитории. Отчасти я поэтому не спешила с рецензией, в таких случаях нужно подождать, когда осядет пена, эйфория и массовый психоз сменится на более дельные и однозначные эмоции.

Безусловно, что представляет собой Litourgiya — это прорыв в современном метале. Ектения, поделенная на 8 песен, — это синтез техничности ортодоксального зрелого black metal жанра c православной тематикой и атрибутикой — без каких-либо излишеств, перекосов. Стилистическая целостность тут проработана до малейших деталей. В ней и кроется оглушительный успех проекта. Многие black metal формации «заигрывали» с церковной (католической, православной — нужное подчеркнуть) эстетикой, все эти хоралы, песнопения, набат — все это было и не раз, но всегда при этом демонстрировалась «лютая» причастность, экспрессия, свое «против». Гротеск переходил в полный абсурд, и концепт проваливался с треском. Batushka же, будучи далеко не пионерами жанра, показывают абсолютную отрешенность, спокойствие, чисто рациональный подход к своему саунду. По идейной составляющей получились настолько тонкие ирония и сарказм, что внушительная часть аудитории приняла их за чистую монету, впав в почти шекспировские страсти — black or unblack.

По поводу аудитории. Анализируя многие комментарии — народ совершенно не на том зацикливается и не то слышит. То есть как раз таки слышит скрим, резкие запилы, бластбит, слышит «Заступлю! Господи, помилуй!», гадает, чьего это все авторства (так как проект из Польши — с завидной регулярностью всплывает имя Адама Дарского), но совершенно не слушает сам материал. А это, на самом деле, настоящая ектения художника, деятеля, зрелого музыканта, который четко отдает себе отчет в том, что он делает и ради чего. В саунде нет ничего случайного, чего-то того, что может нарушить гармонию и целостность Litourgiya. Восьмипесенное прошение идет одним монолитным сетом, не давая слушателю отвлечься от сути, выпасть из этого псевдорелигиозного транса.

По некоторым источникам, в Batushka опознали участника польского black metal проекта Hermh и главу лейбла Witching Hour Productions (на котором и вышла Litourgiya) Бартломея Крысюка. Мол, в буклете альбома указаны трое: Варфоломей (= Бартоломей), Мартин и Христофор. Конечно, весьма косвенное доказательство, но я не удивлюсь, если это он. Чтобы создать настолько удачный во всех смыслах дебютник, нужно иметь опыт и как музыканта и как активного деятеля, который «варится» в данном сегменте метал-сцены не один десяток лет. И я с нетерпением жду отчетов с живых выступлений Batushka (которые, к сожалению, пропущу) — ибо шоу должно быть не менее фееричным, чем студийная запись. Аминь. 9/10

http://www.gothic.com.ua/CD-reviews/BATUSHKA-LITOURGIYA-review.html

Добавить комментарий