Алехандро Аменабар относится к числу режиссеров, которые не являются «заложниками» жанра и могут создавать с одинаковым успехом атмосферные триллеры с неожиданной развязкой (дебют Аменабара «Дипломная работа», «Другие» с Николь Кидман), нетривиальные драмы («Открой глаза», который потом «переснял» Кэмерон Кроу под названием «Ванильное небо», и оскароносный «Море внутри») и исторические эпичные киноленты («Агора»). И, как правило, от таких «мастеров на все руки» оправданно ждешь очередной шедевр или хотя бы фильм, который впоследствии сможет стань достойным образцом своего жанра. Но увы — в этот раз вместо фейерверка зритель получит пшик от намокшей петарды. Видимо, на режиссера действительно нашло «Затмение».
А какой был многообещающий сюжет! 1990 год, довольно мрачная сонная провинция, где все друг друга знают, по воскресеньям все вместе ходят в церковь — и внезапно происходит жуткое событие, которое вносит хаос в привычный ритм жизни. Местная молодая девушка по имени Анджела Грей (Эмма Уотсон) подвергается насилию, а местный детектив Брюс Кеннер (Итан Хоук) начинает расследование этого дела, заручившись помощью профессора-психиатра. С помощью регрессивного гипноза (фильм в оригинале так и называется — «Регрессия»), которому подверглись все члены семьи Анджелы, на поверхность всплывают и межличностные проблемы, и сатанинские культы, и участие в этом всем других жителей городка. Дальше раскрывать сюжет не буду, сообщу лишь, что тем, кто знаком с фильмографией Алехандро Аменабара, он покажется на редкость предсказуемым. И дело даже не в том, что «фильм основан на реальных событиях», — просто фильмов, описывающих подобные ситуации, великое множество, а структура сценариев Аменабара довольно стандартна — что само по себе не плохо, но в данном случае сыграло роковую роль. В итоге мы получили совершенно вторичное кино, перегруженное деталями, диалогами и штампами. Последнее — главный провал. Например, образ сатанистов — они выглядят именно так, как их себе представляет среднестатистический потребитель непроверенного контента из масс-медиа — в черных балахонах, с гримом из муки и гуталина, забившись в пыльный сарай, разделывают на рагу невинных младенцев. Или, от чего у меня случился истерический приступ смеха, когда детектив Кеннер едет ночью в машине, активно галлюцинируя, и видит плакат польской black metal группы Behemoth. Причем снимок взят из недавней фотосессии, а действие фильма, напомню, разворачивается в 1990-м (да и Behemoth, кстати, возникли в 1991-м). Самое забавное, здесь режиссер совершенно случайно и только для российского зрителя попал в точку — ибо нельзя назвать ничем другим, кроме как «массовой истерией», то, что творилось вокруг отмены концертов Behemoth в России. Отлично пересекается с «реальными событиями» «Затмения». Впрочем, мы отвлеклись, вернемся к фильму.
Складывается впечатление, что в какой-то момент и режиссер, и съемочная группа сами запутались в сценарных хитросплетениях и устали от сего процесса, поэтому решили развязку просто «слить». Мол, и так сойдет — «пипл схавает». Что было весьма опрометчиво, ибо по-настоящему драматическая, эмоциональная развязка, такая, чтоб «душу в клочья» и половина зала в кинотеатре в слезах, могла бы «Затмение» спасти. Все возможности для этого были. Но почему-то в конце не случилось ни сильных диалогов, ни бесподобной актерской игры.
Итак, кто направил свои стопы в кино на этом фильм, предвкушая эстетику оригинального «Омена», или драматургию «Реквиема» Бернда Ланге, или же его более коммерческой ипостаси — «Шесть демонов Эмили Роуз», стоит умерить пыл. С этими фильмами «Затмение» объединяет разве что визуальный флер безысходности и окружающей серости. Что касается идеи фильма и его смысловой нагрузки — более лаконичная драма 2012 года «Охота» с Мадсом Миккельсеном в главной роли даст «Затмению» 100 очков форы.
Понятно, что требовать от Алехандро Аменабара, ссылаясь на его прошлые заслуги, очередного со всех сторон сильного произведения — неоправданно. С прямой задачей-то своей он справился — рассказал историю о том, что бывает, если начать слепо всему верить. Другое дело, что не посчитал нужным обрамлять эту притчу в драматическом ключе, сделав выбор в пользу внешних проявлений «стандартного» фильма ужасов. 5/10