Малефисента


Новое прочтение всем известных сказок сейчас очень уверенно набирает обороты в кинематографе. Сюжеты становятся все «серьезнее» и мрачнее, картинка все зрелищней, а элементарный антагонизм  героев переходит в драматичность и сложность характеров.  Хотя вряд ли это прочтение можно назвать новым – скорее это, наоборот, «обращение к корням» – вспомнить можно те же сказки братьев Гримм, в оригинале они довольно кровожадны. Для этого жанра есть емкое определение – «сказки для взрослых мальчиков и девочек». «Малефисенту» ждали очень давно. Ибо в последнее время не появлялось таких колоритных «отрицательных» образов.  И долго ждали от Анджелины Джоли  такого яркого мрачно-фэнтезийного амплуа. Ее внешность подразумевает, что рано или поздно такая роль у Джоли должна была появиться.
Безусловно, фильм очень красивый – настоящее визуально эстетическое удовольствие. В картинке хочется раствориться, а на Малефисенту как на огонь и воду можно смотреть бесконечно. Ее образ напоминает о готических соборах Реймса и Руана, и вместе с этим он в нем есть очевидные признаки окультизма и язычества. В нем нет случайных или спорных мелочей – художники-гримеры и художник по костюмам Анна Б. Шеппард проработали все  от и до.

Что касается сюжета – это «классический» рассказ о том, что зло и добро – вещи относительные и о том «что когда обрывают крылья, приходится летать на метле». Но Малефисента без метлы прекрасно справилась.  Мы видим ее «эволюцию»: сначала  хрупкая лесная нимфа, затем отважная воительница, далее жестокая злая колдунья и наконец – «фея-крестная». Все остальное происходящие на экране и все остальные герои – это декорация, призванная оттенять тот или иной этап в жизни Малефисенты. Отметить только стоит Сема Райли в роли Диаваля – отличное перевоплощение и отличная игра актера. Все остальные герои достаточно шаблонны. Король конечно же — безумный, принцесса Аврора — мила и невинна, тетушки-феи – комичны, а принц, как всегда, прекрасный и с ходу влюблен в Аврору.
Но вернемся к «картинке» и визуальной составляющей фильма – она намного примечательней. В частности, к костюмам за которые отвечала Анна Б. Шеппард. Она работала как художник по костюмам над такими фильмами как «Список Шиндлера», «Пианист» (за них она получила по «Оскару»), «Бесславные ублюдки», «Воровка книг» и т.д. Позволю себе наглость сделать вывод, что Анне не столь знакома работа в жанре фэнтези как, например, Коллин Этвуд, которая тесно сотрудничает с Тимом Бёртоном и представила потрясающие в своей детализации костюмы героини Шарлиз Терон в «Белоснежке и охотнике».  У Анны Б. Шеппард в этой тематике есть только фильм  «Сердце дракона». Но, несмотря на это, она прекрасно справилась с задачей. Она сумела отталкиваясь от канонического образа Малефисенты представленном в диснеевском мультфильме 1959 года восоздать органичные вариации ее образа в зависимости от этапа жизни лесной феи.
Сначала мы видим Малефисенту юным легким созданием, которое существует в гармонии с природой. Ее облачение и его цветовая гамма, при всей «рогатости» и «пернатости» напоминает бражника.



В сцене, где молодая Малефисента одна противостоит целой армии – в ней есть черты мифической Валькирии – ее платье свободное, струящееся  — словно из  картин  Фердинанда Лееке.



Далее следует тот самый канонический образ Малефисенты — черный саван с длинным шлейфом и высоким «готическим» воротником – и атрибуты в виде посоха и ворона. Здесь все держится на текстурах – сочетание блестящей кожи, гофре и острых углов напоминают одновременно и вороньи перья, и крылья летучей мыши, и капюшон кобры. Образ крайне агрессивен и привлекателен. Думаю, он будет очень цитируемым в современной культуре и моде. Ну и скромно умолчу о количестве последующего косплея по мотивам фильма.




По сюжету – Малефисенту начинают терзать сомнения и она «оттаивать» и привязываться к «Чудищу». В ее образе появляются теплые коричневые оттенки, бархат, мех.




И, наконец, в финальной битве – фетиш-образ, напомиющий «женщину-кошку» в исполнении Мишель Пфайффер в картине Тима Бёртона. В общем, Анной Б. Шеппард была проделана колоссальная работа.
Многие отмечают, что при всей зрелищности этого фильма сюжет что называется «провисает». Пусть так – но ведь у фильма и не было такой задачи. Здесь нет особой драматургии и всего того, что могло бы отвлечь от «картинки». Все-таки это сказка и в первую очередь она должна завораживать и способствовать эскапизму зрителя. И эта цель была реализована весьма успешно. 8/10

http://www.gothic.com.ua/Sections/Cinema/2605.html

3 мысли о “Малефисента”

Добавить комментарий