Wardruna — Runaljod Ragnarok

o_65a16e6af9479917_001

Альбом Runaljod Ragnarok призван завершить трилогию Эйнара Сельвика, с которой, собственно, и начался проект Wardruna в 2003 году. Сельвик, будучи человеком идейным и увлеченным, создал монументальный труд, основанный на древнескандинавском фольклоре с его духовными, спиритуалистическими аспектами. Помимо всего прочего, Сельвик периодически читает лекции по рунологии, данный он триптих построил в соответствии с рунической системой Старшего Футарка, разбив его на периоды. Рассматривать Ragnarok как очередной релиз Wardruna вне контекста двух предыдущих частей — нелепо. Поэтому данный обзор будет касаться всего произведения Runaljod с акцентом на его последнюю главу — Ragnarok.

Итак, проект Эйнара Сельвика Wardruna — явление уникальное не только в музыкальном плане. Dark ambient/neofolk/pagan c большим вниманием к философским аспектам были и до этого, но в них не было той аутентичности и скрупулезности, которая присуща Wardruna. Здесь каждый звук, каждое слово, каждый элемент четко выверен и находится на своем месте. Первая глава Gap Var Ginnunga вышла в 2009 году, сразив целевую аудиторию наповал. По концепции трилогии эта глава рассказывает о зарождении мира из бездны, перворождении. Здесь в 10 треках описываются 9 рун (+ своеобразное интро Ár Var Alda), которые представляют первичный цикл жизни — уходят льды, в бесплодную прежде землю падают семена, пробиваются первые ростки, вода и солнце дают необходимые им силы. Чисто интуитивно здесь хочется выделить Hagal – торжественность, шум града и шум воды, иллюстрация неудержимой стихии, способная погубить, и, как ни странно, Kauna — более приземленная композиция, более очевидная, воодушевляющая в чем-то. Следующая глава Yggdrasil по логике должна определить быт, точнее, его формы, определение своего места в этом мире. Здесь еще 9 рун, а также вступление Rotlaust Tre Fell и послесловие Helvegen. Интересно, что по концепту это должна быть весьма непростая глава с обращением к сложным духовным материям, но в плане саунда она чуть динамичнее, мягче, в нем нет строгой «ледянной» монохромности Gap Var Ginnunga. Здесь очевиден акцент на вокальные линии и, естественно, на лирику. И вот нас настигает Ragnarok.

С мирской точки зрения обычного слушателя — эта часть была ожидаемой, ибо сейчас Wardruna крайне популярны, котируемы везде и всюду. Кроме того, многие хотели наконец-то «собрать» трилогию и окунуться в мистическую действительность норвежских фьордов с головой, одним сеансом. Ragnarok — фатальная гибель всего и вся. И иллюстрация этих 9 рун звучит соответственно — эта мощь чувствуется с Tyr. Треск костра перерастает в пугающий звук рога, подхватывается ударными, и мы слышим литания к Всеотцу. UruR подхватывает эту возвышенную, определенно, драматичную атмосферу, разбавляя жуткими анималистическими звуками, чтобы сковать ее во льды. Опять же, руководствуясь личными ассоциациями — очаровывающая, холодная смерть — таким видится мне Isa, этим меня и впечатляет этот трек. MannaR: Drivande и MannaR: Liv являются здесь неким водоразделом. Сельвик решил разбить толкование этой руны на две части, и это вполне оправданно. Drivande завершает пространную, сверхъестественную первую часть главы, а Liv начинает описание земной жизни. Raido уже знаком по шикарному видеоряду, который как нельзя лучше раскрывает суть этой руны. И да — вся мелодичность, красота альбома сосредоточены именно здесь.

Pertho с его неспешным, пронзительным, ритмичным повествованием перетекает в Odal — торжественный опус, где мы слышим детские голоса, а затем кульминация — гимн новой жизни, возрождения — Wunjo. И эпилог — одноименный Runaljod.

Даже если Wardruna не пойдут дальше этой трилогии, сосредоточившись на концертах и саундтреках (но я очень надеюсь, что они все-таки продолжат творческую деятельность), они уже вписали свое имя в историю. Ибо трилогия Runaljod — впечатляющее своими масштабами, развернутое, целостное произведение, которое еще и имеет прикладной смысл. И прецедентов ему не будет еще долгое время. 10/10

http://www.gothic.com.ua/CD-reviews/WARDRUNA-RUNALJODRAGNAROK-review.html

Добавить комментарий