Samsas Traum — Poesie: Friedrichs Geschichte

11781715_956011504462064_3642214125328440459_n

Наверное, самое трагичное, морально гнетущее и эмоционально сложное из того, что я слушала в последнее время. Новый концептуальный труд Александра Каште оставляет неизгладимое впечатление и в музыкальном, и в эмоциональном плане. Мне было очень трудно начать этот обзор, трудно его было писать (заняло несколько дней – беспрецедентный случай для меня). Я и сама нахожусь немного в «разобранном» состоянии (плюс осеняя хандра детектед), а тут настоящая симфония настоящей невыдуманной трагедии.

Личность Каште и Samsas Traum как музыкальная единица всегда были одиозными и несколько скандальными. Менялись периоды, менялись источники вдохновения (я думаю) – менялось звучание Samsas Traum. Но я не ожидала от этого проекта услышать такой альбом, как Poesie: Friedrichs Geschichte. Никто не ожидал. Дело даже не в том, что данный материал абсолютно нетипичен для Samsas Traum. Poesie: Friedrichs Geschichte показывает слушателю даже не «другую грань» проекта, а совершенно иное настроение, посыл, совершенно иные цели и задачи. Что-то вневременное, однозначное, точное, с острыми краями, жесткими рамками, осязаемое, но при этом рождающее шквал самых разных мыслей в голове и какое-то ужасное щемящее чувство тоски.

Poesie: Friedrichs Geschichte рассказывает историю взросления мальчика в эпоху национал-социализма. Его зовут Фридрих, и у него есть одна страсть — писать стихи. Его одержимость непонятна обществу, на Фридриха ставится клеймо «шизофреник», и он попадает в жернова программы Тиргартенштрассе 4. Данная акция была отображением евгенической программы, сторонники которой руководствовались «терапевтическим идеализмом» и стремились к построению общества на основе принципов медицинской рациональности, а также к полному отказу от институтов изоляции. События, описываемые в Poesie: Friedrichs Geschichte, происходят в Хадамаре – в небольшом городке в Гессене, где в период с 1939 по 1945 были ликвидированы 14 500 человек с ограниченными возможностями и психическими заболеваниями, причем разных возрастов, социальных слоев и происхождения. 12 треков Poesie – 12 ступеней, по которым Фридрих спускается в небытие, чтобы затем развеяться пеплом над Хадамаром. Неприятие, одиночество, страх, злость, отчаяние — Samsas Traum завернул все это в музыкальное полотно, сотканное из трип-хопа, неоклассики, прог-рока, брейкора, симфо-метала и всех видов электро-музыки. Большая часть лирики альбома подана слушателю в виде речитатива (что, собственно, неудивительно). Лирика здесь призвана пронзать и испепелять.

Например:

Melden Sie dem Reichsminister Schwachsinn jeder Art, ob man
Kriminelle, Geisteskranke bei Ihnen verwahrt,
Schizophrene, Epileptiker, Verstörte und Senile,
melden Sie Dauergäste, Neger und Debile

 или

Was weißt du schon von mir, wenn du nicht mit mir stirbst?
Denn dafür sind wir hier, die Last gerecht zu teilen
Und Hände zu ergreifen, wann immer sie uns suchen –
Was weißt du schon von mir, du hast mich nie gekannt.

 Этот релиз разительно отличается от разных «уроков истории», которые порой нам подкидывают разные проекты шварц- и околошварц-сцены. Как правило, концептуальные релизы носят чисто созерцательный характер, без калькирования на сегодняшний социум. У Каште же наоборот – посредством собирательного образа Фридриха, посредством его строк и мыслей выносится вердикт современному миру. Помимо традиционной притчевости, у Poesie: Friedrichs Geschichte есть некий прикладной смысл. В этом плане интересен один из тезисов автора в официальном релизе на indiegogo, где Каште отмечает, что Samsas Traum «не будет петь о Средневековье, одеваться, как вампиры, и носить респираторы на сцене. Нет, потому что мы работаем с реальной тьмой. Почему? Потому что жизнь, любовь, свобода и равенство всех людей являются высшим благом, которое стоит воспевать в своем творчестве — и потому реальная тьма необходима, чтобы осознать хрупкость жизни — понять и усвоить это».

Но вернемся к повествованию альбома. Альбом открывает инструментальное эпичное Es ist der Tod, и сразу в потенциального слушателя летит снаряд Sauber, строки из которого я приводила выше. Трек рисует нам действительность, в которой живет главный герой со всей ее куртуазностью и пафосом «богов войны». Клавиши и гитарные риффы расставляют акценты, ритмический рисунок создает нужный торжественный и тревожный настрой. Симфо-звучание Und ich schrieb Gedichte и использование в этом треке чистого вокала уверенными размашистыми мазками рисует то, что испытывает по отношению к себе Фридрих. Язвительность и трагедия здесь смешиваются в какой-то жгучий, горький эликсир, который оставляет после себя ужасное послевкусие. Der Mönchberg (Heinrichs Gedicht) дает нам короткую передышку перед одним из самых трагичных треков на этом альбоме — Wir fahren in den Himmel (und ich kotze Angst). Трек этот довольно лаконичен, построен на рефренах и риффах (к концу мы можем заметить нечеткий призрак прежнего звучания Samsas Traum) – но этим он и пугает, и одновременно ошеломляет. Печальный, среднетемповый Fingerkränze открывает вторую часть альбома – мрачную и угнетающую. Кульминационный Richard, warum zitterst Du – это трек-ярость, трек-боль, немного разбавленный холодными клавишами. Иногда мне хотелось заткнуть уши, нет – трек прекрасен, даже слишком прекрасен в своей трагедии, ужасе и первобытном страхе. И поэтому он своим звучанием может вогнать в долгую и глубокую депрессию. После него Im Keller wohnt der Krieg воспринимается строгим гимном-реквиемом, а Gorgaß, посвященный Хансу Бодо Горгасу, врачу, который был одним из авторов и исполнителей программы Тиргартенштрассе 4, наверное, здесь самый «метализированый» трек, с мощными риффами и соляками, с тяжелым, эпично-зловещим звучанием, которое немного выделяется с общего повествования. Но на Leiche 10.000 настроение уравновешивается, входит в прежний ритм, и прибавляется что-то из нойза и индастриала. Предпоследний трек Es tut uns leid чуть более эмоционален и содержит потрясающую по красоте симфоническую часть.

Эпилог альбома — Was weißt Du schon von mir (Mein Name ist Friedrich) незримо подводит итог, который пеплом падает с неба на живописные пейзажи небольшого городка в Гессене. Все, больше нечего сказать.

Poesie: Friedrichs Geschichte – это одновременно пугающий своей безысходностью этюд в серых тонах, посвященный сложному историческому инциденту и определенно лучший альбом 2015 года. Вот только я его переслушивать больше не буду. По той же причине, почему я никогда больше не посмотрю «Иди и смотри» Элема Климова.  10/10

http://www.gothic.com.ua/CD-reviews/SAMSASTRAUM-POESIE:FRIEDRICHSGESCHICHTE-review.html

Добавить комментарий