Заклятие 2: Живете с призраками? Тогда мы идем к вам!

kinopoisk.ru-The-Conjuring-2-2703542

Джеймс Ван в современном кинематографе заработал славу признанного «мастера ужаса», и это вполне заслуженно. Именно он сделал «Пилу» культовым явлением, открыл новые грани психохоррора в «Астрале» (не провалив при этом его сиквел), и именно он создал своеобразную, но жуткую во всех смыслах картину «Мертвая тишина». Впрочем, Ван оказался хорош не только в хоррор-жанре, но речь сегодня не об этом. Сегодня — о призраках явных и мнимых, о реальных историях и об их отражении на большом экране.

Деятельность Эда и Лоррейн Уоррен, их «Общество психических исследований» и «Оккультный музей Уорренов» в свое время стали культовым явлением. Можно по-разному относиться к их «паранормальным исследованиям», но то, что они снискали себе определенную славу, популярность, — факт. Музей, например, до сих пор действует, книги супругов активно покупаются, истории, описанные в них, у всех на слуху — Амитивилль, Коннектикут, зловещая кукла Аннабель, церковь Борли… Умы масс всегда будет волновать неизведанное, потустороннее, трагическое. Тем более, если оно (почти) основано на реальных событиях. И фильмы ужасов с этой маркировкой традиционно «продаются» лучше. Если они, конечно, сняты не совсем бездарно. Современные реалии таковы, что искушенного и разбалованного зрителя сложно чем-то напугать и удивить. Думаю, сам Джеймс Ван себе и своим коллегам поставил высокую планку, явив миру в свое время «Пилу» — слэшер с ярко выраженным философским подтекстом, узнаваемым стилем и непохожий ни на что другое, что выходило в кино прежде. Но затем Ван пошел по пути хичкоковскиго саспенса и арджентовской оккультной мистики, уводя зрителя в мир призраков и семейных проклятий. И «Астрал», и «Заклятие» происходят в камерной обстановке (семья переезжает в новый дом), имеют черты детектива, избегают рек крови и хруста костей, но хорошо снабжены так называемыми «бу-эффектами» и эпичной развязкой с кучей спецэффектов. Схема, конечно, заезженна, но, как показывает практика, работает исправно. Итак, сиквел «Заклятия» поддерживает эти традиции. Если в первой части мы сначала видели куклу Аннабель (что потом выросло в полноценный спин-офф) и потом нам рассказывали историю семьи Перрон, то вторая часть начинается со спиритического сеанса в печально известном доме в Амитивилле, а позже переносит свое действие в Лондон. Семья Ходжсон — вполне заурядная — здесь мать-одиночка, которая в меру своих сил старается поднять 4-х детей. И внезапно с одной из дочерей начинают происходить странные и страшные метаморфозы — то она начинает левитировать, то говорить загробным мужским голосом и называть себя Биллом. И на фоне этого — традиционные перемещения мебели и домашней утвари, странные звуки в доме, колебания температуры и другие «следы» присутствия Энфилдского полтергейста. Весть об этом доходит до четы Уоррен, и они отправляются в Англию. С этого момента повествование немного выходит за рамки ожидаемого шаблона. Если в первой части весь акцент идет именно на семейное проклятие, где Уоррены показаны зрителю как «инструмент» для разрешения конфликта, то в «Заклятии 2» в центре внимания оказывается именно Лоррейн Уоррен, ее душевные терзания, противоречия — так как, с одной стороны, она «специалист», который должен сохранять холод мыслей и чьи поступки должны быть рациональными, смелыми, где-то самоотверженными, с другой — она жена и мать, переживающая за жизнь своих близких и пытающаяся их оградить от зла всеми силами. Здесь, наверное, стоит отметить блестящую игру Веры Фармига, именно она удержала на плаву данный сиквел, при всей его вторичности. Поскольку сюжет пошел от «общего к частности», логично и присутствие нескольких лиричных сентиментальных сцен (как, например, сцена, где Эд Уоррен в исполнении Патрика Уилсона поет вместе с семьей Ходжсон песню Элвиса Пресли). За счет этих сцен повествование несколько затягивается, нет такого сильного психологического напряжения и ожидания, как в первой части. Откровенно страшные и резкие моменты в фильме присутствуют и много, но ничто не переплюнуло сцену с руками из шкафа первой части. С другой стороны, «Заклятие 2» получилось более атмосферным и стильным — лондонское серое небо, католическая атрибутика, маленькая бледная одержимая девочка в красной сорочке.

В целом, абстрагируясь от своих сомнений, можно сказать, что «Заклятие 2» больше состоялось, чем нет. Но я очень надеюсь, что у Джеймса Вана есть чувство меры и мы не наблюдаем становление очередной франшизы. Ибо «продолжения сгубили фильмы ужасов». 6/10

https://www.sakhalin.info/weekly/117609

Добавить комментарий