Девятая жизнь Луи Дракса: о любви и ненависти

kinopoisk.ru-The-9th-Life-of-Louis-Drax-2797506--o--

Творческая эволюция режиссера и сценариста Александра Ажа не может не радовать. Начиная с «низкого» жанра ужасов, он переключился на экранизации топовых мистических романов, и пока ему нет в этом равных. Хотя в хоррорах Ажа смог проявить свой талант. Например, его версия сценария «Маньяка» превратила слешер в почти психологический триллер и пронизывающую драму. Что до экранизаций, то его пробой пера стал роман Джо Хилла «Рога», повествующий об очень трогательной и очень грустной истории любви, а также о том, что чувствует человек, переживший утрату и в миг ставший изгоем. Александр Ажа смог уместить всю трагичность повествования книги, все философские измышления главного героя (которого, к слову, играл Дэниэл Рэдклифф) о справедливости, о Дьяволе и о Боге, о месте человека в этом мире в 2 часа экранного времени. Были, конечно, огрехи и в подборе актеров, и в некоторых сценах, но в целом у Ажа получилось перенести суть и смысл произведения с книжных страниц на пленку. «Девятая жизнь Луи Дракса» тоже роман, который был создан писательницей (по совместительству журналисткой и продюсером теле- и радиопрограмм) Лиз Дженсен в 2004 году. По признаниям самой Дженсен, события, которые она описывает в романе, имели место в истории ее семьи. И, если это правда, то это очень и очень страшно.

К сожалению, фильм от прокатчиков получил синопсис «ни о чем» с неверно расставленными акцентами. Прочитав его и не зная о книге, можно подумать, что «Девятая жизнь Луи Дракса» — это арт-хаусный, неонуарный триллер с элементами детектива. Но это в корне неверно. Повествование всего фильма идет от лица мальчика Луи Дракса. Таких детей, как он, называют «33 несчастья». Любознательность Луи, присущая всем детям, на протяжении 9 лет его жизни оборачивается разными травмами и болезнями — укусы пчел, сотрясения, переломы, отравления, менингит. Вот в день своего рождения, отправившись с мамой и папой на пикник, Луи срывается с утеса, попадает в кому, его отец загадочно исчезает, а безутешная мама Натали не может сказать ни полиции, ни врачам ничего вразумительного. Поскольку случай комы Луи нетипичен, им начинает заниматься знаменитый доктор Аллан Паскаль. «Многие люди не выходят, пока не почувствуют себя в безопасности…» — Паскаль понимает, что состояние Луи обусловлено чем-то большим, чем многочисленные физические увечья, полученные при падении. Доктор начинает распутывать клубок из странностей Луи, загадочного поведения его матери и многочисленных фактов, казалось бы, не связанных между собой.

На этом месте рецензии, во избежание разочарований с обеих сторон, я хотела бы разделить читателей на две категории. Тем, кто этот фильм еще не смотрел, не стоит читать этот абзац. Здесь, конечно, не будет прямых спойлеров, но дальнейшее обсуждение героев все-таки требует некоторого косвенного раскрытие сюжета. Поэтому данная часть рецензии для тех, кто уже фильм смотрел. Итак, Александр Ажа очень трепетно относится к своим героям, воссоздает их практически досконально. Паттерны поведения, привычки, взгляд, внешний облик — для этого режиссера важно все. Главный герой Луи, казалось бы, обычный бойкий мальчик, ну, может быть, развитый не по годам. Однако стоит обратить внимание на его увлечения (кроме многострадальных хомяков). Луи увлечен подводным миром — любимая книга, поездка в океанариум с папой, его «путешествие» в коме. Океан полон загадок, опасностей, и лишь малая часть его исследована. Как и жизнь маленького Луи. А вот жизнь Аллана Паскаля вполне обыденна и предсказуема. Работа, исследовательская деятельность, тусовка врачей. В облике, в поведении Паскаля есть усталость, тоска. Но его сердце, что называется, верит в чудеса. Он пытается вырваться из своей рутины каким угодно способом, начиная видеть мистику в обычных событиях и пытаясь разгадать загадку Натали — типичной хичкоковской блондинки с «внешней холодностью» и «внутренним жаром» — и нечаянно и неосмотрительно увлекаясь ей. Антиподом доктора Паскаля выступает доктор Перес. Умудренный опытом зрелый психиатр с рациональным подходом ко всему. Это и позволяет ему сходу грамотно оценить ситуацию, но, к сожалению, он не успевает спасти Луи. Да никто бы не успел, потому что у нормального любящего человека не возникло бы мысли о таком развитии событий. Здесь мы медленно и верно приближаемся к Натали — «хрупкой маме», которой непросто быть мамой Луи, но она его все равно любит. И ведь действительно любит! Но вот только той ужасающей материнской любовью, которая удушает своими путами, выжигает все живое на корню на многие мили вокруг. Это любовь, разрушающая жизни, самозабвенная, эгоистичная. Натали любит малыша Луи, но не как сына, а как инструмент манипулирования окружающими. Луи для нее аксессуар, необходимый для создания целостного образа идеальной матери. В развязке фильма ее поведение объясняется страшным диагнозом, при котором она «одновременно любила и ненавидела сына». Здесь насчет ненависти я не согласна, другой вопрос, что такая материнская любовь хуже ненависти. Самое интересное — при том, что Натали — абсолютный монстр, она не вызывает у зрителя негатива. И жалости не вызывает, скорее — некоторое недоумение и обескураженность. Как такое может быть? Жалость и сочувствие вызывает отец Луи. Потому что в отличие от матери его любовь к сыну настоящая, теплая, жертвенная. Такая, какая и должна быть родительская любовь и привязанность.

«Девятая жизнь Луи Дракса» — неимоверно тяжелый в эмоциональном плане фильм, несмотря на относительный, даже спорный хэппи-энд. Но посмотреть его стоит по многим причинам. Дело даже не в сильном актерском составе, не в крайне удачной экранизации и не в общей зрелищности. Это фильм поднимает весьма непростую болезненную проблему взаимоотношений, освещение которой крайне редко встретишь в современном кинематографе. Зрителю почему-то легче наблюдать за фантастическими монстрами и злодеями, чем проанализировать ситуацию, которая, если и не была в реальности, то вполне может произойти, причем с большей вероятностью, чем зомби-апокалипсис. 10/10

https://www.sakhalin.info/weekly/120946

Добавить комментарий