Продолжаем обозревать хоррор-антологии, количество и качество которых только растет. И несмотря на то, что жанр ужасов сам по себе достаточно пластичный и в нем возможны различные экспериментальные решения, есть еще те вещи, которые удивляют. Например, сам факт выхода «Красного состава», где шесть эпизодов разных авторов и разной анимации основаны на произведениях Грина, Толстова, Быкова, Жуковского, Пушкина, Тихонова. Каких-то пару лет назад это не казалось бы чем-то особенным. Но…
Список литературных источников действительно интересный – от мастодонтов классической литературы до современных авторов. Однако никого из них мастером ужаса как Кинг не назовёшь. Эти произведения у них, скорее, исключения. Но, наверное, поэтому они так хорошо передают колорит, весь это фольклорный макабр, даже если время действия в половине случаев – недалекое от нас будущее. Кстати, из-за этого только ленивый не проводит параллели между «Красным составом» и «Любовь. Смерть. Роботы», но вряд ли это оправданно – масштаб не тот, цели и задачи явно другие. Но это и ценно в таких сугубо андерграундных по всем фронтам проектах.
Дочь крысолова
В этой серии я вижу (здесь я подчёркиваю свою субъективность) чёткие аллюзии на современные реалии. Беспросветный Петербург, оголтелая новая власть, разрушающая все и всея, только потому что может, непуганые радикал-мечтатель с красной ленточкой на лацкане и хрупкая интеллигентная девушка Нина, дочь городского крысолова, которая пытается противостоять такому положению дел. А между тем крысы продолжают захватывать город, используя тушки тупых комиссаров. Потрясающая серия. И визуальная решение очень подходящее – ч/б и красный акцентирующий цвет.
Семья вурдалака
Крайне известное произведение, один из первых русских готических романов в том виде, в котором принято рассуждать о самостоятельности и привычной форме данного жанра. Получилась такая стандартная экранизация, без существенных отступлений от оригинала. Не люблю такую рисовку, но в аутентичности ей не откажешь. Да, старомодно, но совершенно оправданно.
Можарово
Позиционируется как «параноидальный рассказ Дмитрия Быкова из тематического сборника «ЖД-рассказы». При всем уважении к автору «Можарово» очень сильно перекликается с сериалом «Топи» по сценарию Глуховского. Вся та социально-общественная хтонь, которая уже пронизывает наше будущее. Глубинка, нищета, безнадежность, рашн депрешн, и на контрасте курируемые государством «поезда помощи», призванные причинять добро. И система, которая сжирает и переваривает лучших, делая из них… Ой, что-то меня понесло. В общем «Можарово» — та серия, которую нужно посмотреть (сейчас!) всем. Даже вне контекста этой антологии.
Лесной царь
Самый странный эпизод. Который понравился и не понравился одновременно. Он чересчур эклектичен. Два вида анимации, структура «Киберпанк: бегущие по краю» и тут же иллюзия на современное положение вещей — «Добро пожаловать на царский двор». И во всю эту неонуарную дисторию вписан перевод Жуковским Гете – «Лесной царь». Обилие деталей отвлекает. С другой стороны – как еще описать столь неясное будущее?
Князь
Еще пару лет я бы ослепла от «Безумного Макса» в сеттинге славянского фэнтези Но мы сейчас живем по постмодернизму Сорокина, поэтому все эти «Войны света» уже воспринимаются вполне себе нормально. Еще чуть-чуть и в нашей реальности настанет этот дизель-панк в кольчугах и с иконами наперевес.
Гробовщик
Эпизод – огонь, пожар, вопиющая и вопящая готика. Если вы вдруг не осилите всю антологию, то обязательно посмотрите именно эту серию. Здесь прекрасно все. И анимация, и цветовое решение, и закадровый экзальтированный рассказчик, и сама суть. Москва — она такая была, есть и будет – торговые ряды, где к мертвым взывает поэт проклятый.
«Красный состав» — открытие сезона, причём очень своевременное, хоть и своеобразное. Рекомендовать можно всем. 9/10