Lords of Chaos и семь спаленных церквей

kinopoisk.ru-Lords-of-Chaos-3306385

Мимо этого фильма невозможно пройти, ибо он при внешней мнимой стандартности и форматности произвел эффект взорвавшейся бомбы. Серьезно, в Facebook до сих пор невозможно зайти, не наткнувшись на пост из серии «я тут посмотрел Lords of Chaos, я вот что имею вам сказать…». И действительно, если даже весь этот норвежский true black metal движ прошел от вас по касательной и много лет назад, то Lords of Chaos равнодушным не оставит.

Не буду соблюдать обычную структуру кинообзора. Во-первых, пардон, мне самой от нее по известным причинам уже душно и тесно, а во-вторых, вся информация в духе «Юнас Окерлунд, бывший музыкант, который когда-то играл в Bathory, снял фильм про убийство Евронимуса» и «Луи Каше до сих пор не может потушить то, что у него полыхнуло после выхода фильма — правительство Франции вводит режим ЧС» легко гуглится и без меня. Поэтому просто позволю несколько тезисов и пространных мыслей. Их будет всего семь:

— Фильм сделан с душой, с участием и вниманием, для себя. Здесь больше про Окерлунда, чем во всех его клипах и редких фильмах — оно и понятно. Он как-то умудрился избежать голливудского лоска, которым, по идее, он должен был как режиссер пропитаться весь за столь огромный творческий путь. С другой стороны — этот человек снял Smack My Bitch Up для The Prodigy, My Favourite Game для The Cardigans, Music для Мадонны, Fuel For Hatred для Satyricon, Beautiful для Агилеры, один из самых известных концертников Rammstein и «бог с рогами» знает что еще. Вот чего уж, а переключаться и абстрагироваться Юнас Окерлунд умеет. Lords of Chaos оставляет впечатление уютного, как треники с финальной сцены, камерного, авторского кино — и это огромнейший плюс.

— Я уже упоминала это в рецензии к совершенно другому фильму (хотя сейчас закралась мысль, что они в чем-то весьма похожи) — по эпохе 90-х только начинают ностальгировать, еще огромное количество тем и реалий этой эпохи, которые кинематограф не осветил от слова «никак». И вся эта возня вокруг норвежского блэк-метала к ним, несомненно, относится. Конечно, были робкие попытки — но не то. Lords of Chaos — это первое нечто внятное на эту тему.

— Многие обвиняют фильм в однобокости, мол, история подана с одной стороны. Естественно. Любой байопик будет подан лишь с одной стороны (победителя, кек) — это издержки жанра. В начале, кстати, есть отличный дискламер «основано на правде и лжи». Также сыпятся упреки, что Окерлунд, Мойнихэн, Сёдерлинд и рядом с теми событиями не стояли, взгляд их на это поверхностный и извне. Но представьте на минуту, что дед Гришнак слезает со своего трактора и начинает снимать о своих прошлых подвигах фильм, где его самого играет расово верный Билл Скарсгард? Страшнааа? Вот и я о том же. Некоторые вещи хорошо видеть чуть поодаль, чтобы понять весь масштаб.

— По вышеуказанным причинам и не только спокойно воспринимаются и ляпы, и откровенно провальные сцены. Это не тот фильм, который обязан быть шедевром. Финальная сцена, конечно же, — фейл. Как и Dead cо златыми кудрями, бегающий по лесу во флешбэках аки Леголас. Но в этих провисающих сторонах есть свои шарм, гротеск, постирония, если хотите.

— Да и в общем-то в фильме полно специфического юмора. «Это Варг, он уже семь церквей сжег», до этого монолог Варга на сложных щах про позеров в контракционных лагерях, сцена с интервью — лично я смеялась в голос. Особенно учитывая, до каких серых мышей дотусовался нынешний месье Каше, да и другие непосредственные участники тех событий.

— Каст. Опять же — кроют матом за несоответствие, но опять же — это художественный фильм, экранизация книги (то есть, по сути, уже «вторичный контент») — о какой документалистике и портретном сходстве может идти речь? А между делом подбор актеров вполне неплох. Рори Калкин — находка для создателей фильма, он и тащит на себе действо. От «Почему-меня-играет-пухлый-еврей?!!!» Эмори Коэна требовалось сыграть неуклюжий комок комплексов и абсолют юношеского максимализма — да, образ получился собирательный, но все-таки он получился.

— Возможно, все выше мной сказанное похоже на оправдание Lords of Chaos. Но почему бы в кои-то веки не защитить хороший, добротный фильм от несубъективного хейта? Прикладной смысл в действии. Lords of Chaos все-таки удалось главное для кино данной направленности — соблюсти дух, настрой той эпохи, показать ее без прикрас и без преувеличения. И как мы видим, это нашло свой отклик.

8/10

Добавить комментарий