Очередная экранизация произведения Стивена Кинга «Оно» стала одной из долгожданных премьер нынешнего года. В этом году мастеру ужасов везло на экранизации его книг — вышла и неоднозначная «Темная башня», и сериал «Мистер Мерседес». Но все-таки «Оно» — культовая книга, которая породила те образы, которые разошлись в массовой культуре и даже породили фобии. Танцующий клоун Пеннивайз вошел в голливудский бестиарий, а мотив о том, что самые кровожадные чудовища питаются прежде всего нашими страхами, потом долгое время использовался в кинематографе во всех формах и трактовках.
Первая экранизация «Оно» вышла 27 лет назад с Тимом Карри в роли клоуна Пеннивайза. Это был мини-сериал из двух серий, и хоть критики восприняли его довольно прохладно, на публику он произвел неизгладимое впечатление. Поэтому перед создателями обновленного «Оно» стояла сложная задача. Экранизации сами по себе довольно капризны, а в данном случае уже был фильм, который прочно ассоциируется с книгой. Одновременно нужно быть аккуратным с литературным оригиналом и представить действительно свежий взгляд на киноверсию, ремейк с масштабом 1:1 определенно бы провалился в прокате — примеров не счесть. Но это не случай «Оно». У Андреса Мускетти получилось создать мощное произведение — с одной стороны, ностальгическое, с большим участием к оригиналу, с другой — действительно пугающее и драматическое. И для хоррор-жанра, который последние годы влачит жалкое существование, это действительно свет в конце туннеля.
Мускетти перенес историю из 1958 в 1989 год. Но действительность сонного провинциального городка Дерри осталась нетронутой. Семеро подростков-аутсайдеров противостоят зловещему клоуну (Билл Скарсгард), который терроризирует город каждые 27 лет, а заодно преодолевают и своих демонов. Здесь, наверное, стоит отметить, что Мускетти из своей версии убрал все спорные сцены (хотя его предшественник Кэри Фукунага, наоборот, настаивал на их присутствии, за что и поплатился режиссерским креслом). Но при этом нет эффекта выпадания, чувства, что нам что-то не показали или недорассказали. Напротив, вся психологическая подоплека произведения, все эти детские травмы, эмоциональные связи переданы достаточно подробно. Что же касается всего того, что делает этот фильм фильмом ужасов, — превосходно все. От «бу-эффектов», действительно неожиданных, визуальных и спецэффектов (финальная сцена в канализации и вовсе завораживает своей некро-эстетикой) до впечатляющего грима, который из эффектной нордической внешности Билла Скарсгарда сделал чудовище из кунсткамеры в викторианском костюме. Но сцена в комнате c клоунами в заброшенном доме — мой личный фаворит. Она действительно и страшная, и гротескная, и сюрреалистическая одновременно.
К слову, о гротеске и юморе. В фильме его предостаточно, выражается, как правило, в диалогах главных героев. Этакий незамутненный пубертатный юмор без прикрас. Но иногда было действительно смешно. Этим, кстати, и подкупает новая версия «Оно» — подростки здесь показаны именно такими, какие они есть. Без несвойственного им пафоса или героизма, никаких «Мэри Сью» — обычные дети со своими страхами и комплексами. Это подкупает. Но этот фильм про детей не для детей. Не могу сказать, что российский рейтинг 18+ оправдан полностью, но некоторые жестокие сцены здесь все-таки имеются. Учитывайте это.
И напоследок об общей атмосфере. Как я уже говорила, лента вышла с мощным ностальгическим флером — поздние 80-е — как отсылка в тому времени, когда вышла книга, а затем и первая экранизация. Плюс детские воспоминания целевой аудитории (если отталкиваться от ее среднего возраста). Первое впечатление всегда самое яркое — и Андрес Мускетти проявил мудрость в выборе этого временного промежутка для нового «Оно».
После оглушительного провала «Темной башни» и ряда современных посредственных экранизаций по произведениям Кинга, тот факт, что «Оно» состоялось и как ремейк, и как хоррор воспринимается как чудо. Но на самом деле, это лишь сдержанность и здравый смысл — оставить нетронутой фабулу, разумно подойти к современным реалиям киноматографа, выбрать четкую целевую аудиторию — и «Оно» взлетает в прокате, как тот самый красный воздушный шар. 9/10