Retrum. Когда мы были мертвыми

Осваиваю новые просторы, и теперь буду время от времени писать рецензии на книги. Эту идею мне подкинул любимый мой портал УГП.
Начнем, пожалуй, с литературы для самых маленьких и готичных.  Это, конечно же, не «Школа гота» Джилиан Вентерс, но тоже ничего. Если бы мне эта книжка попалась лет в 13, когда я была маленькой, ч0рным палеттом крашенной, милой херкой, я бы, наверное, писалась кипятком.

На данную книгу, я наткнулась случайно. Настроение было прескверное, хотелось чтива, не для осмысления и размышления, а что-то бестолкового, милого и вампирского. Допустим, я очень люблю фильмы Милоша Формана, но после напряженного рабочего дня вряд ли вечером буду пересматривать «Призраки Гойи», если только в мои планы не входит повеситься. Для отдыха и «разгрузки мозгов», я скорей всего выберу просмотр каких-нибудь «Дневников вампира». Тот же подход у меня к литературе, особенно к современной. В общем, полистала я тогда «Retrum» и отложила на дальнюю полку. И вспомнила только сейчас.
А книжка пришлась в дождливый осенний вечер как нельзя кстати. Сюжет повествует о испанском готичном юноше со взглядом горящим, который в силу своего возраста (герою на момент повествования 16 лет) бурно переживает смерть своего брата. Он замыкается в себе, для него остались в жизни только музыка, книги и походы на соседнее кладбище. Там он знакомится с компанией суровых испанских готов и жизнь его круто меняется. В нем появляются белый грим, черные шмотки, походы в клуб «Неграноче», ночевки на всех кладбищах в округе и конечно же нежные чувства к готичной девочки Алексии. «Retrum» — это название «тайного ордена» юной херко-компании. Суть ордена в том, чтобы красить лица белым гримом на кладбищах («ритуал обретения» бледности), писать записки мертвым, прикалывать их брошью в форме цветка фиалки и ночевать на кладбище ожидая пока мертвые тебе ответят. И это только начало крайне нелогичной цепочки событий в сюжете этого произведения.
Думаю, в самый раз рассказать немножно об авторе.  Франсеск Миральес  родился в Барселоне. Учился на факультете Журналистики Барселонского Автономного Университета, но по прошествии четырех месяцев бросает учебу. В этом же году он начинает работать официантом в «Ле Пюс Дель Барри Готик», кабачке на улице Монсио (прошу обратить внимание на этот факт, читая дальше вы поймете зачем).
С 17 лет Франсеск много путешествовал по миру. По стечению обстоятельств он жил одно время в Хорватии и Словении во время продолжительных военных конфликтов в этих странах. Эти события найдут отражение в его книге «Балканское кафе». Вернувшись в Барселону, Фрасеск вновь приобщается к студенческой жизни, поступив на кафедру Немецкой Филологии Центрального Университета. Получив диплом, он заканчивает магистратуру для того, чтобы позже работать в издательстве. Паралельно он работал  в качестве переводчика с немецкого и английского эзотерических книг. Вскоре после того, как автор начинает работать в издательстве, он начинает и сам писать. Но через некоторое время, он обвиняется в ряде преступлений, которые не совершал. Однако дурной опыт – тоже опыт. Впоследствии эта неприятность стала основой для написания первого романа «Барселонский блюз». Так началась бурная деятельность Франсеска Миральеса как писателя. У него довольно много наград и неплохие отзывы от литературных критиков.
Франсеск Миральес в основном работает в жанре детектива. Что же его заставило написать откровенно подростковый роман, наивный, нелогичный и приторно романтичный? Ответ прост – рефлексия по своей буйной готической молодости.

Несмотря на то, что действие «Retrum» происходит в наше дни, айфоны, айподы идут «в комплекте», но при этом главный герой на протяжении всей книги слушает аудиокасету (!) записанную любимой, с хорошо известными хитами таких групп как The sister of mercy, Bauhaus, The Cure, Joy Division и Siouxsie And The Banshees. Кроме того, автор весьма хорошо осведомлён в других, более тонких аспектах готической субкультуры. То, что он о готах знает не только по статье в википедии – очевидно. Образ мальчика-гота Кристиана списан с самого автора. Вплоть до того, что главный герой книги также подрабатывает официантом, как и сам Франсеск когда-то. И для книги это, безусловно, плюс.
А вот теперь о минусах. Здесь возможны спойлеры, так что будьте осторожны. Главный минус – вопиющая нелогичность и непоследовательность действий главных героев. Лучшие друзья встречаются раз в два месяца, и при этом практически не поддерживают связь с друг другом. Алексию убивают, Кристиану следователь устраивает допрос, но при этом, не говоря кто на самом деле умер и полгода Кристиан оплакивает свою любимую, и даже не знает где она похоронена. Друзья встречаются через полгода, а по описанию автора будто прошло 3 года (особенно – короткие волосы Лорены отрасли чуть ли не по пояс).  Ну и от постоянных ночевок на каменных кладбищенских плитах здоровье хрупких  16летных тинэйджеров,  как минимум, должно было пошатнутся, а их родители как минимум должны были прибить.
Что касается развязки, как она  совсем «притянута за уши». Тот случай, когда автор уже и сам не знал как разрулить пестрый нелогичный калейдоскоп действий и событий и решил просто слить концовку и припечатать ее «хеппи-эндом».  Хотя у книги есть сиквел, но не думаю что на момент написания (в 2010 году) у автора были мысли о ее продолжении.
Однако, «Retrum. Когда мы были мертвыми» у себя на родина стала довольно популярная в узких кругах ( угадайте в каких). Вышло довольно симпатичное подарочное издание ( не сравнить с нашим), Франсеска Миральеса затаскали по различным презентациям и пресс-конференциям. Довольно часто попадается фан-арт на главных героев.  Книга вышла во многих странах. Во Франции, кстати, она вышла под названием «Алексия» — до сих пор непонятно чем покоробило французских издателей оригинальное название.  Уже проданы права на экранизацию книги – режиссёром предположительно выступит Denis Rovira, а главную роль сыграет «голос» немецкой версии аудио-книги «Retrum» — Robert Köhler.

Тем временем, на волне успеха в апреле этого года вышла вторая часть – «Retrum 2. La nieve negra». Вопиющей и вопящей готики там будет в разы больше.
Судя по аннотации книги, которая еще не переведена на русский язык, сюжет будет развиваться следующим образом (внимание, сейчас будет жирный спойлер) – спустя год, после событий описанных в первой книге, у «тайного ордена Retrum» появляются последователи, который перевирают цели и задачи ордена, а так же их ритуалы. Отверженная Кристианом блондинка Альба,  чтобы быть ближе к своему возлюбленному становится готом и мелко пакостит Алексии.  Начинается война, которую кратко можно описать как «тру/ не тру-готы».
На мой взгляд, автор и не сильно напрягается  над «Retrum» и над ее продолжениями ( кстати издатели и публика уже окрестили все это «RetrumSaga» — что как бы намекает). Сложилось такое впечатление, что для него это такой же эскапизм и релакс для мозгов, как и для меня просмотр «Дневников вампира» и прочтение его труда. Если Франсеск Миральес добавил бы стиля, некой филигранности и тоски – получился бы «Лестат» Энн Райс, если бы добавил чуть фантазии, фантасмагории и секса – получился бы «Валентайн» С. П. Сомтоу, если бы добавил треша и чернухи – получился бы сценарий к «одиозному» фильму «Гот».
Можно было бы долго и нужно расписывать о целесообразности присутствия такой литературы в современном мире.  Но никого негатива «Retrum. Когда мы были мертвыми» не несет, равно как и пользы. Милый, пафосный бред и немного юношеского максимализма. Кстати, язык повествования очень легкий, я осилила книжку за пару вечеров.  Радует эрудированность автора, радует хороший «саундтрек» книжки – приятно читать упоминание о тех коллективах, которые очень давно присутствуют в твоей фонотеке.

Добавить комментарий