Вот и Мартин Шиндлер достиг своего катарсиса в виде двойных изданий. Katharsis & Pagan Folk Songs сложно назвать столкновением противоположностей, неправильно и расценивать его как концептуальную дилогию. Скорее, это два самостоятельных релиза, волей судеб и своего создателя вышедших в одно время. Katharsis — традиционный, ожидаемый, предсказуемый Mantus. Pagan Folk Songs — его medieval ипостась, к которой проект всегда тяготел, но в полной мере проявил именно сейчас. Опять же, в Pagan Folk Songs нет особенных откровений, он придерживается рамок жанра, но звучит он все равно приятно.
Начнем с Katharsis. Интро Pandora с его мистическим холодным synth goth началом, перетекающим в пафос gothic metal жанра, предваряет меланхоличный, в общем плане олдскульный, даже для самого Mantus, трек Chaos. Однако здесь присутствуют несколько новаторских, неожиданных элементов — звучит специфически, но интересно. Sonne, где основная вокальная линия за Кьярой, в своей подаче достаточно традиционен для жанра. Süß wie der Tod оставляет после себя такое впечатление, что этот трек был на предыдущих, ранних альбомах группы.
Moment как-то моментально (пардон за тавтологию) запоминается благодаря необычному построению и общей экспрессии на фоне более метализированного саунда. Immer wieder чуть лиричнее и «легче», Augenleuchten ближе к darkwave, драматичный и мрачный опус Hinterburg сменяется NDH ориентированным Illusion. Частичная смена декораций происходит под Neue Führer — «тихий», камерный и романтичный трек. Trümmer последователен в своем суровом повествовании, а Transformation берет на себя функцию предвестника Pagan Folk Songs. Меланхоличный Tagebuch завершает Katharsis.
Продолжим с Pagan Folk Songs. Мистика и «правильное» medieval/folk начало — Pagan Spirit, затем столь же форматный и дикий Cernunnos и, наконец, The stolen child, где Мартин начинает свое вкрадчивое повествование. Первая часть Scottish Dance перетекает в Rán с очаровывающим вокалом Кьяры. Эйфория наступает под Beltane – с ритуальными танцами вокруг огня. Anderswelt – тонкая пронзительная работа сменяется Furor celtica эпичным, мрачным и одновременно торжественным произведением. The heart of it all больше про dark folk, чем про все остальное.
Размеренный Neumond как мост к Yggdrasil, где на первый план выходит dungeon synth эстетика и тут же растворяется в medieval гимнах. Примерно то же самое происходит и на Djemaa el Fna, но в более камерной, уютной обстановке. Вторая часть Scottish Dance более филигранна, чем первая, вплетает в свою историю tribal мотивы и исчезает в Earth and fire. Avalon завершает альбом с должной патетикой и изяществом.
Странное чувство. С одной стороны, понятны причины выхода двойного альбома — «разделяй и властвуй». Ожидания публики не обмануты, желание проявить себя в новой жанровой роли удовлетворенно. С другой — хотелось бы увидеть и услышать обновленный Mantus без полумер и компромиссов. 7/10