“Марс Экспресс”: почти как Эон Флакс в экзистенции для депрессивных

Мы уже не раз говорили о том, что выход таких анимационных лент, как “Марс Экспресс”, да еще и с включением в программы именитых фестивалей, — само по себе событие. Потому что не единым Скоттом и Вильневым по неприменному (и уважаемому) Филиппу Дику образован этот жанр, и в таких проектах скрывается научная новизна — просто в разной степени раскрытия темы.

Жаль только, что “Марс Экспресс” рискует затормозить в липком клише “для поклонников “Бегущего по лезвию”, которое ныне применяют ко всему sci-fi пласту в современном кинематографе, тем самым лишая его потенциальной целевой аудитории, которую от растиражированных “андроидов vs. электроовец” уже немного тошнит, а от экспериментальной фантастики 90-х — совсем наоборот. Все-таки работа Жереми Перена, несмотря на всю сдержанность и собранность, ближе к футуристическому сюрреализму Æon Flux Питера Чунга и физиологической во всех смыслах Кроненберговской “Экзистенции”, чем к трендовым рассуждениям и фантазиям про ИИ и аплоадинг сознании. 

Но, да, согласна, начинается все, как уже стандартный кибернуар: колония на Марсе, потрепанная Земля, мир приходит в себя после восстания машин, циничная, надломленная детективша Алин Руби и её напарник Карлос Ривера — наполовину андроид, наполовину голограмма с сознанием человека, погибшего пять лет назад. Конечно же, загадочное убийство как верхушка айсберга — болезненного перехода из не оправдавшего себя мира роботов в мир органиков (здесь весело машем Кроненбергу и Гигеру). И борьба со своими демонами и призраками из прошлого лейтмотивом.

Что подкупает в “Экспрессе” сразу — это грамотный, классический визуал — можно даже сказать, тяготеющий к ретрофутуризму. Очевидно, как референс взята действующая автоматическая межпланетная станция, а все процессы, происходящие в фильме, соответствуют гипотезам и тезисам научной фантастики как жанра. Здесь нет экшена ради экшена, супергеройского мономифа — только чистое рассуждение об одном из возможных развитий нынешней реальности.

А что расстраивает? Слитый депрессивный финал, мало того что обрывающий повествование на полуслове, так еще и беспросветно тоскливый — тоскливее, чем последние сезоны “Мира Дикого Запада”. И меня пугает эта тенденция в НФ-сценариях — начать за здравие, закончить за неолуддистский упокой. Именно поэтому я не стала брать на обзор “Пантеон” — я была в восторге от первого сезона и в ужасе от второго. Так и здесь — персонажи раскрываются, арки развиваются, чтобы просто схлопнуться, оставив зрителя с десятком неотвеченных вопросов.

Но даже в такой форме “Марс Экспресс” — это прорыв, доказывающий (в очередной раз), что качественная фантастика — это не всегда кассовый AAA-проект. Оказывается, что это вполне может быть фестивальная полнометражная анимация, при этом смотрибельная для массового зрителя. Что не может не воодушевлять. 

Делитесь ссылкой на эту рецензию с друзьями или сохраняйте себе, чтобы не потерять и, конечно же, присоединяйтесь к обсуждению фильма в нашем Telegram-канале.

Добавить комментарий