Убийца «Священный паук»: крепкая паутина лицемерия, что тянется вечно

Этот обзор должен был начинаться со слов о том, какой классный канонический true crime триллер снял Али Аббаси, насколько «На границе миров» был необычным и неожиданным, настолько и «Священный паук» вышел классическим и понятным по форме и содержанию. И весь этот нуар ночных улиц священного города Мешхед напоминает безнадежность темных вечеров провинциального Хвасона в «Воспоминании об убийстве» Пон Джун Хо, и именно социальных триллеров такого калибра сейчас почти нет…

…но тут в очередной раз отжег Минкульт, отозвав прокатное удостоверение у фильма с формулировкой «в фильме присутствует информация, распространение которой российским законом запрещено». Что именно это может быть? Для фильма, повествующего о реальном серийном убийце, который задушил 16 женщин в 2000 году, он достаточно деликатный. Вся физиология – секундное мелькание гениталий, и вряд ли Минкульт такое впечатлит. Рискнем предположить, что внимание привлекла часть монолога, который произносит убийца почти в начале фильма:

«…работа, другие хлопоты. Я потерял себя, я хочу сделать что-то… Я хочу, чтобы война продолжилась. Кто-то стал мучеником, кто-то пропал без вести, кто-то потерял руку, ногу, кто-то вернулся к семье в гробу. Но я стал никем».

С другой стороны, такие фильмы, как «Священный паук» оценить по достоинству сможет лишь фестивальная публика, уж извините за снобизм. Все это препарирование иранского (да и не только) общества, все это лицемерие и мизогиния, пронизывающие все современные социальные институты, особенно когда дело касается таких табуированных проблем, как проституция, извечный тезис о том, что мы вкладываем в голову своим детям, какую систему ценностей мы им прививаем – все это с массовым зрителем не резонирует никак. К моему глубокому сожалению. 

При всей простоте жанровой формы «Священный паук» плетет сложный кинематографический орнамент. С множеством неслучайных деталей, символов – вплоть до футболки главной героини. Каждая сцена, точнее, ее визуальное воплощение здесь оправдано точным режиссерским замыслом.

Единственное, что в фильме несколько покоробило, – это резкий переход в сюжете от расследования к судебному процессу. Будто история резко теряет свой тон из гнетущего саспенса и трагедии, повисшей в раскаленном воздухе, и уступает место стандартному юридическому процедуралу. Хотя финал и своеобразный постскриптум несколько сглаживают эту грубую «склейку».

В любом случае этот фильм к просмотру хочется рекомендовать всем, особенно считающим, что между нынешними реалиями и Ираном 00-хх пропасть, а фемицид в современном обществе – это что-то из серии искусственно раздутой истерии. В этом плане «Священный паук» выходит как нельзя вовремя.  8/10

Обсуждение фильма стартует сегодня в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь.

Добавить комментарий