Некропост. Мысль о нем возникла полтора года назад, но дописала только сейчас.
Последняя сказка Риты.
С этим фильмом я познакомилась когда его представили пару лет назад на местном кинофестивале. На деле эти «регионально-глобальные» кинофестивали та еще «своя атмосфера» — поэтому новый фильм Ренаты Литвиновой выбивался с общего фона представленных фильмов . Представить фильм, кстати, в тот раз приехала актриса Татьяна Друбич. Замечательная актриса. Естественно, ничего «Последняя сказка Риты» в конкурсной программе не заняла, а махровые орденоносные критики окрестили фильм «образчиком оголтелого искусства ради искусства». А я, честно говоря, и рада. На мой взгляд, закончилась бы магия Ренаты как режиссера, если бы ее фильм признал какой-либо фестиваль и широкая публика. Это кино не для всех. Это кино не несет ничего практического и мирского, в нем нет добра и зла, в нем только красота. И это прекрасно.
Идея возникла давно — Рената Литвинова пыталась снять этот фильм еще будучи студенткой. Но тогда не сложилось, может быть и к лучшему. Эта история должна была быть рассказана зрелым рассказчиком без лишнего пафоса и эмоций так присущих нежному возрасту. Рабочее названия фильма — «Их было три подруги». И действительно, фильм «держится» на трех женских образах:
Маргарита. Она смертельно больна. Теперь ее окружают декорации из аварийного корпуса больницы, скрипучей панцирной кровати и беспросветной тоски. Она очень хрупкая, тонкая, светлая, почти прозрачная, неземная.
Надя. Врач этой мрачной больницы и подруга Риты. Она пытается уберечь Риту, спасти ее. Но не вышло.
И конечно же, Таня Неубивко. Ангел Смерти, под видом человека, который пришел забрать душу Риты. Одновременно она ведет хронику последних дней ее жизни. Да она сама смерть, но «красивая, веселая и с бокалом шампанского в руках».
А дальше идет калейдоскопом из событий мира живых и мира мертвых, фантазии и реальности. В этом калейдоскопе «Смерть с косой» Таня намного человечней и добрее всех живых. Живые здесь напоминают трупы без эмоций, без сочувствия, без морали. Исключение — это врач Надя и возлюбленный Риты — но они не смогли ее спасти, и после смерти тоже. Не смогли противостоять общей циничности и разложению.
В фильме очень много деталей — как явных , так и совсем незаметных. Живой/мертвый горностай чего стоит («отомри»). А еще, конечно же, сигареты — как символ «медленной мучительной смерти».
Очень много деталей, относящихся к стилю «ар-нуво» — как, например, костюмы Ангела Смерти. И кстати, раз затронули тему о начале ХХ века — на протяжении всего фильма проскальзывает тема ностальгии и, опять же, тоски. Разрушают старые красивые дома, идет перечисление адресов и домов, которых уже нет: «дом…номер…снесен».
Рената Литвинова, как то призналась в своем интервью что боится трех вещей — нищеты, старости и смерти. Первая попытка взглянуть в глаза своим страхам была еще в ее дебютном фильме «Богиня. Как я полюбила», но на мой взгляд не такая явная как в этой ленте. И это объясняет, почему режиссер сняла фильм на свои деньги, двумя фотокамерами и все остальные кто работал над фильмом — ее старые друзья. Это фильм-исповедь. Не больше, но и не меньше.
От этого фильма пахнет смертью. Пахнет тоской, старыми фотографиями и письмами. Комок в горле. Чистый декаданс. Большинство людей, подчиняясь инстинкту самосохранения, избегают тему смерти. Поэтому этот фильм никогда не будет признан среди широкой публики — ну и пусть. Это совершенное другое искусство — слишком личное, слишком трепетное и, наверное, слишком женское. Это грустная сказка для девочек от 30ти и до бесконечности. 9/10
Мне понравился. Почти весь. Под этот фильм надо готовится. Просто так не пойдет. Но увы, не самый любимый ее фильм. Все таки ‘богиня’ любимый