Сначала небольшое лирическое отступление, несколько пространных мыслей. Чем дорого становление любого жанра, будь то synth-goth, darkwave или что иное, первые релизы исполнителей, обозначивших этот жанр, так это тем, что они проходят путь проб и ошибок, а в этих огрехах, шероховатостях, девиациях есть своя прелесть, то, что цепляет, а позже, спустя много лет, вызывает приступы ностальгии и приятные воспоминания. А параллельно с этим жанр формируется окончательно, возникают каноны, рамки, штампы и круг проектов, которые наиболее верно могут охарактеризовать своим творчеством этот жанр. Сами же проекты растут, оттачивают свой саунд, филигранно прорабатывая тот или иной трек своего нового релиза. Лирику побеждает математика, эмоции здесь как один из элементов звучания, концепта, темы лонгплея. И что-то подсказывает, что все личное и сокровенное у Diary of Dreams закончилось где-то на Elegies In Darkness, а дальше пошло больше светское. Уже с Grau im Licht появились холодность и отрешенность, но эта отрешенность не в настрое, она имеет именно «механическое» происхождение. Да, четко выверенный механизм, надежный, мощный, где каждый звук продуман и на своем месте. Это впечатляет. Но не цепляет.
«Эдем не как место, Эдем как машина» — фабула 13-го альбома Diary of Dreams — Hell in Eden. 13 треков, сдержанных, меланхоличных, депрессивных, мезантропичных — каждый как абсолют самих Diary of Dreams. В этот раз почти вся лирика на английском и множество библейских аллюзий. Но при этом Эдем — все-таки машина. И начинает свой ход с Made in Shame. Сразу мощный, мрачный, философский опус. Трек-притча, трек-симфония, призванный «раздавить» слушателя эмоционально, захватить его внимание полностью. Следующий за ним трек, один из главных хитов здесь, Epicon форсирует события до настоящей трагедии в нескольких актах. Darkwave составляющая, та, что более ортодоксальная и сырая, выходит на первый план.
Decipher Me, напротив же, — форматный synth-goth, может, чуть с большим coldwave флером, чем обычно у Diary of Dreams. Кульминация альбома — одноименный Hell in Eden свою пронзительность и вкрадчивость несет посредством гитар, клавишных и, конечно же, текста, единственного здесь текста на немецком. После этого трека следующий — Perfect Halo — воспринимается как лаконичное, но при этом глубокое произведение. Beast of Prey — сложный в техническом плане трек. Опять же — триумф машины, механической точности и человеческой категоричности. А вот Listen and Scream наполнен призраками из прошлого Diary of Dreams. В частности, из времен альбома-культа Nigredo. Те же ярость, хоррор и психодел. Но даже в конце самого долгого и темного туннеля всегда есть свет, пускай и очень тусклый и едва заметный — Traces of Light. Mercy Me поддерживает эту динамичную «светлую» тенденцию на данном лонгплее, которая окончательно растворяется в Bird of Passage. А вот с Sister Sin снова начинаются философия и личностные фрустрации. Хоть Адриан и утверждает, что здесь не подразумевается никакого библейского смысла, параллель очевидна, да и образ слишком уж очевиден. Как бы там ни было, трек мрачный, серьезный, неоднозначный. Во всех смыслах. Nevermore здесь закольцовывает трек-лист, перекликаясь с мощным, холодным, симфо-началом релиза. И как эпилог — Hiding Rivers, еще один хит здесь — безусловно, красивый, изящный трек, тонкий, хрупкий, на полутонах…
При всей своей «человечности», при этих психологических непримиримых противоречиях, чувствах, эмоциях «Эдем» — все-таки машина. Из стали, а не из плоти и нервов. 8/10