Создатели мегапопулярного слэшера “Ужасающий”, видимо, вдохновились логикой режима Мадуро и решили тоже отпраздновать Рождество в октябре, нарядив клоуна Арта в Санту. Что, впрочем, никак не сказалось на кровожадности этой истории. Все, что могло сказаться на новой франшизе, случилось фильм назад, когда режиссер Дэмиен Леоне повернул от камерного лампового b-movie (который в потрясающей озвучке plan_B становился и вовсе шедевром жанра) в сторону полноценной очередной хоррор-саги.
Это и не хорошо, и не плохо — это закономерно. На сугубо нишевом продукте (каким и был первый полноформатный Ужик), снятом в подвале, “на коленке”, далеко не уедешь. Тем более что Леоне создал действительно харизматичного антагониста, несмотря на то, что в хоррор-жанре недостатка в типаже “клоун-убийца” явно нет. Но клоун Арт получился запоминающимся, узнаваемым, а когда его роль начал исполнять Дэвид Ховард Торнтон, образ раскрылся в ключе черного юмора и стал тем локомотивом, который сможет пронести “Ужасающего” хоть через over 1000 частей кинофраншизы. Идут в кино, очевидно, ради него.
К слову, мы не верим заявлениям Леоне, что уже анонсированный четвертый фильм станет финальным. Про “Пилу” в свое время тоже много чего говорили, и где мы сейчас находимся? В том месте, где уже и фанаты франшизы путаются в хронологии.
Но вернемся к Ужику. Что еще интересного есть в третьей части? Предсказуемое увеличение всего того, что привело к успеху. Больше фарша, больше визга, больше внезапных нелепых смертей от внезапных нелепых приспособлений Арта. Единственное, показалось, что сценаристы немного обленились — прежнего смакования уже и нет, несколько сливов персонажей происходят по принципу “вот чувак поехал не туда и не в то время — вот его голова на елке”. Подключили больше фансервиса, прошлись по дико модным сейчас тру-крайм подкастам. Допустили перебор со взрывом в торговом центре, все-таки на “Ужающего” идут по причине эскапизма, который хоррор раньше предлагал зрителю, потом утратил это свое свойство и вот теперь возвращает в таких проектах. А взрывы в торговых центрах идут в крепкой ассоциативной связке с нашей с вами реальностью. Так что тут прямо мимо.
Что там еще в мешке у Арта завалялось?
Старое доброе членовредительсво. Причем за гранью фола, причем со всем равноправием, так что если “Ужасающего” можно назвать эксплуатационным кино, то эксплуатирует он явно всех.
И напоследок хотелось бы отметить, что в этом фильме также есть несколько деталей о происхождении Арта, но это все далеко от полноценного лора. Так что не ясно, что там собрались завершать в четвертой части.
Фанатам хоррора “Ужасающего 3” смотреть определенно стоит даже не с точки зрения ниши слэшеров, а как социокультурный феномен — как подобное кино может загнать зрителей в кинозалы. Тут, наверное, стоит вспомнить мем с Гослингом и биноклем. Как бы там ни было, ждем следующего Ужика.