Осенний трибьют по твоей тоске и юности

…чтобы это могло быть? Конечно же, сиквел “Битлджуса”, который Тим Бёртон выпустил спустя 36 лет.

Не могу сказать, что этот фильм ожидался с тревожностью, несмотря на спорное позднее творчество Бёртона, включая явно коммерчески успешный сериал “Уэнсдей”. Но и особого воодушевления тоже не было — все-таки Бёртон и кино 80-90-х — это прежде всего особая атмосфера, ее нельзя воссоздать в масштабе 1:1, хотя бы потому что уже прошло 30-40 лет. И все это понимают, и Бёртон это понимает, поэтому он снял просто хорошее кино, нашпиговав его пасхалками из массовой культуры 70-80-90-х годов. С соответствующим саундтреком, с цитатами из блокбастеров своего времени (мы уже и забыли, что у него есть свой песочный червь из “Дюны”), с прямым упоминанием фильмов Марио Бава, да и всего хоррор-жанра в целом — от “Ребенка Розмари” и “Кэрри” до, кажется, “Чаки”.

Будем идти по хронологии фильма, а то запутаемся вконец. Тон всему фильму задает явление новой femme fatale маэстро Бёртона. Эпичная и символичная сцена собирания себя по кусочкам под песню Bee Gees — Tragedy — лучшая презентация Моники Белуччи в кинематографической фантасмагории мастера полоски и монстров на салфетках. Очевидно, что эта сцена написана под нее. У предыдущих муз режиссера вряд ли она бы вышла столь впечатляющей, комичной, драматичной, сентиментальной — да, но вот не такой. И тут сразу обозначим один из недостатков “Битлджуса Битлджуса” — героини Белуччи здесь крайне мало, а образ то получился интересный, я бы и спин-офф с удовольствием посмотрела, но увы — лишь эффектное появление, стильный флешбэк, пара реплик и все.

Идем далее. Понятно, что из оригинального актерского состава пригласить всех не является возможным, поэтому создатели фильма выходили из положения как могли. И у них это почти получилось — грим, костюмы и спецэффекты в новом “Битлджусе” на уровне, никто не скатился до дип-фейков, ура. Но вот анимационная вклейка показалась какой-то неорганичной здесь. Этот прием не нов для фильмов Бёртона, но всегда они либо сохраняли, либо подчеркивали визуальную целостность фильма. А здесь будто кто-то во время просмотра фильма случайно переключил на канал Adult Swim.

Лидия Дитц, которая выросла и стала “Эльвирой — повелительницей тьмы” — ну такое. Благо, с развитием образа взрослой Лидии в повествовании все-таки вернули ее хрупкость и ранимость.

Астрид Дитц — тут Дженна Ортега решила не заморачиваться и еще раз сыграть Уэнсдей. Почти с теми же танцами (из-за которых я в тот раз не заходила в соцсети месяца два) и сюжетным ходом “влюбилась в мальчика, а он оказался…” Но вряд ли кто-то смотрел второго “Битлджуса” только из-за Ортеги, так что на откровенный самоплагиат можно закрыть глаза.

Тем более что есть противовес в виде каноничных персонажей Кэтрин О’Хара и Майкла Китона. Кто-то должен оставаться нетронутым временем? И пусть это будет Делия и сам Битлджус. А вот с Уиллемом Дефо получилось так же, как с Моникой Белуччи — очень крутой, харизматичный образ, которому отдано мало экранного времени.

И конечно же, нельзя не упомянуть еще одно из ключевое — музыку от Дэнни Эльфмана, который немного пересобрал заглавную тему, но определенно сохранил атмосферу макабра.

“Битлджус Битлджус” смотреть, конечно же, стоит всем. Тот случай, когда не стоит изобретать что-то принципиально новое, “переосмысливать свой опыт”, достаточно просто сохранить аутентичность, чтобы рассказать просто хорошую осеннюю историю, где можно и погрустить, и посмеяться, и предаться воспоминаниям без лишней драмы. Чудесно.

P.S. А избранное из саундтрека принесу в Telegram-канал vnoir, подписывайтесь.

Добавить комментарий