Вчера вышел последний эпизод первого сезона нового со всех сторон аниме «Человек-бензопила», который наделал шума во всех сферах современной культуры. Но феномен его популярности прост и отчасти напоминает кейс проекта «Киберпанк: бегущие по краю». По аналогии с современным рэпом жанр переживает второе рождение, но это уже не рэп. То же произошло с аниме. Жанр к неудовольствию (наверное) олдфагов расширил свои рамки как никогда. Больше не нужно быть «в теме», чтобы до конца понять концепт и посыл того или иного аниме. В каком-то смысле канон жанра умер, но перед этим запустил в это доселе закрытое сообщество много людей (и зрителей, и авторов), которые прежде по определению своему не могли бы соприкасаться с аниме.
Ну, умер и умер — что бубнить-то?
В теории сериал «Человек-бензопила» могут посмотреть и оценить все. Он на редкость космополитечен, универсален в своей интерпретации мономифа, несмотря на весь этот жужжащий и кровоточащий боди-хоррор. Более того, история о юноше, которого крайняя нужда, наивность и бытовая неприспособленность к нормальной жизни заставляют работать на якудза, а затем идти служить фактически на убой в «Бюро общественной безопасности» сейчас остроактуальна как никогда. Но к геополическим нарративам в сериале мы вернемся позже.
Сериал по визуалу, внешне-сюжетно составляющей напоминает странный симбиоз аниме 2001 года «Хеллсинг» (динамика боев, бестиарий, акцент на глаза), культовый хоррор «Тэцуо, железный человек» (та же интеграция машины в человека и наоборот) и, как ни странно, раннего Тарантино (чуть ли не прямые отсылки к тем же «Бешенным псам»). Плюс действие импонирует потенциальному зрителю своими искрометными диалогами, понятной и знакомой темой становления и поиска себя в этом враждебном мире. Понятен и символизм демонов, терроризирующих Токио и Киото. Как и тот факт, что главное антагонистическое в истории — это не огромный Нетопырь, похищающий котика (не волнуйтесь, ни одно мяукающее здесь не пострадало) и всемогущий Демон Огнестрела, а сама концепция «истинного необходимого зла», которое в «Человеке-бензопиле» трактуется как «чудовище, которое сидит на поводке у государства». И тут создатели случайно или нарочно попадают в точку. Причем настолько, что аж страшно.
Что еще? «Человек-бензопила» зрелищен, обладает интересной рисовкой, не скупится на всеразличные новые и хорошо забытые старые приемы в анимации. Саундтрек его приятно удивил присутствием аллюзий на aggro industrial олдскул и не только. Хотя от песни с открывающих титров мы все равно словили кринж.
Резюмируя все выше написанное, если что и стоит успеть посмотреть в 2022 году, так это 12 эпизодов «Человека-бензопилы». Тот редкий случай, когда всеобщие восторги вполне оправданы. 8/10