Очередная глава томной и трагичной повести под названием Mantus. Я очень трепетно и нежно люблю этот проект, но даже я несколько смущенна тем фактом, что временные промежутки между релизами становятся все короче. Как правило, это признак того, что качество начинает уступать количеству. Но, благо, в этом правиле есть свои исключения.
На Refugium обозначен переход от романтического эскапизма/нигилизма к социальным темам. Неожиданно для Mantus, но вполне оправданно. Тем более Мартин сумел преподнести это очень аккуратно, в нужной для аудитории степени, без фанатизма и перегибов. Что касается звучания Refugium, то после вкрадчивого и спокойного альбома Melancholia, сей релиз кажется стремительным, достаточно тяжелым, в хорошем смысле пафосным и монументальным. Здесь присутствует некоторая оркестровость, которая вполне уместна и органична.
Начинается релиз с атмосферной почти 3-минутной увертюры, переходящей в неспешный и почти прозрачный трек Zwischen den Nächten. Niemals genug, где мы слышим прекрасное сопрано Кьяры, задает нужный настрой и темп повествованию. Das Wunder des Lebens дает волю тоске и печали, которая усугубляется на Schande, где замечательно пересекаются мужской и женский вокал.
Полагаю, что самым цитируемым с данного альбома станет трек Kampf der Kulturen, благодаря своему запоминающимся мотиву, гармоничности вокальной линии и общему настроению винтажного darkwave саунда. Süßes Gift отличает строгость и патетика, Gefangener — минималистичность и некоторая «легкость», несмотря на смысл. Traurig bin ich sowieso и Schließ die Augen здесь как призраки прежнего музыкального образа Mantus — пронзительные, но лаконичные клавиши, эмоциональный припев на общем отрешенном фоне трека. Welt in Flammen — прям-таки каноничная тема предчувствия, отображенная здесь в виде баллады, которая превращается в мрачный цикличный гимн, снабженный риффами и струнно-смычковыми. Холодный и завораживающий In die Wirklichkeit оставляет несколько гнетущее настроение, которое подчеркивается завершающим треком Refugium.
Наверное, главный эпитет для альбома Refugium — это монохромность. Та монохромность, что призвана подчеркнуть, акцентировать внимание именно на действии, смысле, идее, не отвлекаясь ни на что извне. Та монохромность, что способна быстро и точно, действуя лишь на контрастах, антагонизмах, игре света и тени, изобразить трагедию обыденности и крах мира с его иллюзиями. 8/10
http://www.gothic.com.ua/CD-reviews/MANTUS-REFUGIUM-review.html