19 июля прошел третий, заключительный день Folk Summer Fest, и мне даже как-то странно писать этот отчет «вне зоны действия» фестиваля и спустя столько времени. Но с другой стороны — можно глубже проанализировать все, что происходило эти три дня в Гусь-Хрустальном и подвести какие-то итоги. Но все по порядку.
В третий день мы подоспели на площадку как раз во время выступления Alkonost. Хорошее, добротное выступления, несмотря на некоторые проблемы со звуком.
После – уже на малую сцену — вышла в ослепительно белом группа Духи Предков.
Butterfly Temple – это выступление я запомню надолго, поскольку оно было весьма эпичным. Потому что на одной сцене оказались три вокалиста разных периодов истории Butterfly Temple. Андрей Матюшенко, Абрей и Мирон вместе исполнили две песни – «Время Мары» и «Волки Одина» — и дуэтом (Андрей и Сергей) – «Деды», «Мы два крыла», «Солнцестояние». Одно из самых ярких выступлений на FSF 2015, на мой взгляд.
Затем на малую сцену вышли одиозные Шмели. Их выступление не разочаровало, более того, у меня возникло желание более внимательно прослушать их последние альбомы. Да, треш, гротеск и театр – но зато какой!
Шмели были последней выступающей командой на малой сцене Folk Summer Fest 2015 – дальше все действие происходило на главной сцене. Вышла Сварга…
А потом под бурные овации Dalriada из Венгрии. К Далриаде я подготовилась основательно, прослушав всю их дискографию накануне. И все треки, которые я для себя отметила, присутствовали в сете, но выступление меня почему-то не зацепило. Нет, все было на уровне – несмотря, опять же, на проблемы со звуком. Наверное, я ожидала чего-то другого – но спишем это на мою усталость – ибо это уже был вечер третьего дня, возможно, в другом настроении я смогла бы их оценить.
Но вот кто превзошел мои ожидания, так это Аркона. Прошлой осенью мне удалось посетить их концерт в Хабаровске, в рамках совместного тура с Therion. Прошло не так много времени, но Аркона преобразилась еще в лучшую сторону. Понятно, что сравнивать выступление в небольшом клубе и на открытой площадке нельзя, но то, что я увидела на Folk Summer Fest, — потрясающее атмосферное шоу.
Уже летя домой, я пыталась проанализировать все плюсы и минусы фестиваля, но получилось у меня это несколько сумбурно. Как я уже писала, я не ожидала, что на деле Folk Summer Fest небольшой, даже камерный, но зато количество случайного народа на нем сведена к минимуму. На самой территории фестиваля я не видела откровенного хоррора (кроме кабинок, лол) или драк, хотя люди писали, что нападения были в кемпинге. Также наслышана про «потрошение палаток» и прочее — печально, что асоциальные слои населения все-таки проникли в лагерь. Что касается охраны на самом фесте – она была весьма приемлемая и адекватная.
Звук. Камень преткновения всех подобных мероприятий без исключения. Где-то были откровенные провалы (особенно на малой сцене, и по закону подлости на тех коллективах, которые я хотела послушать вживую), где-то наоборот были отчетливо слышны все инструменты. Кто-то отстраивался быстро и легко, получая нормальный результат, кто-то долго и нудно, и, как потом оказывалось, неоправданно. В общем – получилось, как в том древнем анекдоте, «средняя температура по больнице 36,6». На моем опыте были события и с гораздо худшим звуком – я в этом плане не избалована.
Что меня гораздо больше расстроило – так это внезапные дожди в Гусь-Хрустальном (один из которых еще и застал меня по дороге на фест в первый день) и, как следствие, высокая влажность и обилие комаров. Но зато на хедлайнерах было все, как надо – в меру прохладно, в меру тепло.
Кстати, о местности. В первом посте я писала о том, что территория была грамотно и рационально рассчитана под нужды фестиваля, организаторы выжали максимум с этой площадки. Но на мой взгляд — более «обитаемое» место действия было бы хорошим подспорьем для Folk Summer Fest 2015. Понятно, что «Фолк. Лето. Свобода», лес, палатки — все дела, но идея платного/бесплатного кемпинга на четко определенных территориях плюс «номерное» размещение в шаговой доступности сделали бы фестиваль более привлекательным для, так сказать, стабильного контингента, и опять же — вопрос безопасности для живущих в кемпинге. Это мое личное мнение, никому я его не навязываю.
За что стоит похвалить команду Folk Summer Fest 2015, так это за их причастность и неравнодушное отношение. Многие подобные инициативы, касающиеся концептуальных фестивалей, пошли прахом только из-за того, что в определенный момент организационная работа начала делаться на отвали, а раздутые амбиции не позволяли налаживать контакты. В этом плане Folk Summer Fest 2015 приятно удивил — они всегда поддерживали контакт с потенциальными гостями феста посредством соц. сетей. Полагаю, что и с другими «составными» фестиваля было также. Например, «с прессой» вполне успешно налажено — все обсуждения актуальных моментов происходили оперативно, накладок не было.
За сим хотелось бы эту, третью, часть репортажа закончить словами благодарности оргсоставу и команде Folk Summer Fest 2015, в частности арт-директору Мендору, специалисту по взаимодействию со СМИ Алексею Кузовлеву. Также благодарю коллективы и проекты — многие из них открылись для меня с новой стороны. Желаю Folk Summer Fest 2015 процветания, топовых хедлайнеров и способность сохранять свою самобытность из года в год.