Я была уверена, что Des Teufels Bad обсудили все и все в нем, но нет — аудитория только начинает открывать для себя этот якобы хоррор, а ряд стран только ждут премьеру. Некоторые ждут под таким далекими от оригинала названиями, как “Одержимая”.
Да и в общем плане конкурсант 74-го Берлинского международного кинофестиваля — яркий пример “не то, о чем что вы подумали”. Там есть натуралистические подробности (в том числе и смерти), и фолк-психодел с венками на голове, но это не постхоррор от А24, там поднимается вопрос веры — но нет мистики в виде одержимости, ведовства и всего такого. И с первого взгляда — “Дьявольская баня” и до психологической драмы не дотягивает — кажется, что слишком уж просто — ну сколько мы видели исторических кинолент про девушек в депрессивном эпизоде?
Но в том и дело, что эта история слишком проста. Оглушительно, выматывающе проста. Как все истории, которые происходили на самом деле.
Здесь будет немного спойлеров, но те, кто мало-мальски интересовался реальной психологией, точно натыкались на термин mittelbarer Selbstmord, описывающий то, что происходило в Германии, Австрии и некоторых скандинавских странах в 18 веке.
Богобоязненное население, преимущественно женщины, решившие свести счеты с жизнью, но не желающие брать на себя тяжкий грех самоубийства, совершали убийства (чаще детей), тут же сознавались в этом, тем самым обрекая себя на казнь, но обезопасив свою душу от попадания в ад после смерти. Случаев было очень много, и они пошли на спад только ближе к 19 веку. Тогда казнь была заменена на другие меры, в том числе и тюремное заключение.
Кто хочет углубиться в изучение вопроса — год назад вышло исследование Кэти Стюарт “Самоубийство чужими руками в Германии раннего Нового времени: Преступление, грех и спасение”, на которое вроде бы и опирались создатели фильма.
Хотя в фильме есть главная героиня, и ее история совпадает с прототипом в ключевых моментах, но, думается мне, образ Агнес здесь больше собирательный. Авторы дают себе пространство художественного произведения — в мелких переосмысленных деталях из биографии Агнес или такими штрихами, как то, что дают ее фамилию другой “одержимой”, показывая тем самым, что эта история проста, объяснима, стара как мир и может произойти с каждым, если проигнорировать все знаки, флаги всех цветов, а клиническую затяжную депрессию лечить ниточкой, протянутой сзади шеи.
И тут важно, как создатели ведут повествование и раскрывают мир главных героев. Будь то суровая, но прекрасная природа, замок Нойенбург, кропотливо воссозданный нехитрый быт рыбаков из деревни, редкие праздники, родственные взаимоотношения или пронизывающий dark folk/ritual ambient саунтрек Soap&Skin aka Ани Плашг, которая и сыграла главную роль, — все обрамляет основной конфликт в необходимой для его понимания стилистике, разговаривает с потенциальным зрителем в том тоне, без которого донести суть сложно.
Но, опять же, и зритель должен быть настроен на такое повествование. “Дьявольская баня” в каком-то смысле созерцательное кино, а вся динамика, диалоги, действия направлены на то, чтобы вынуть из зрителя все потаенное и сокровенное наружу, а затем исцелить. Конечно, в случае, если есть что вынимать и исцелять.