Сказал бы мне кто, десять лет назад, что я буду писать рецензию на дарк-эмбиент релиз Burzum – мягко говоря, не поверила бы. Хотя если анализировать творческий путь графа Гришнака, не так уж удивителен и неожидан этот его выпад из блэка в атмосферный, спокойный эмбиент.
Кстати, снова то чувство, словно я чего-то не понимаю в жизни. Отмечу сразу – альбом мне понравился (абстрагируясь от творчества Варга «до» — к нему я была более чем равнодушна) – но вот зато музыкальные критики и просто слушатели не оставили «камня на камне от него» в своих суждениях. Хотя предсказуемо – мытализды-сотонизды не поняли потому что «не тру», не мЫтал, и Варг «ушел в какие-то сопли», а публика из ценителей эмбиента не поняла потому что «куда ты со свиным рылом в калашный ряд?». Конечно, Варг Викернес фигура более чем одиозная и естественно, сложно судить об его альбоме непредвзято, не ссылаясь на его предыдущие творческие изыски. Но попробую.
Название альбома Sôl austan, Mâni vestan переводиться как «К востоку от Солнца, к западу от Луны». Это название старой норвежской сказки, мол о ней и «повествуется» в альбоме. Но все же это не концепция – нет, это скорей всего, вдохновение. Просто сказка, просто древние предания – никаких там догорающих церквей, национализма и прочего «мирского». Как я уже отметила ранее атмосферное, спокойное, простое звучание. Настолько простое, что многие обвиняют Варга в примитивности и самоплагиате в рамках своего релиза (сравните конец Haugaeldr и начало Solbjorg ). Видимо, такой махровый минимализм от нового релиза Burzum мало кто ждал.
Альбом получился, конечно же, спорный, но при этом весьма достойный. Просто нужно абстрагироваться от того что делал Варг ранее и принять эту медитативно-меланхоличную грань его творчества.
Абстрагироваться от блэкухи в творчестве Варга сложно. Не только потому, что местами качало — Варг обещал, и блэкуху ждали. Фиг с ними, со скандальными заявлениями на политические темы (которые тоже не были исполнены пока что), но той блэкухи, которой ждали от Варга, так и не дождались. Одна надежда — на фильм. Не в плане музыки, а в плане атмосферы.
«такой махровый минимализм от нового релиза Burzum мало кто ждал. » — от чего же, Dauði Baldrs он таки не переплюнул ( который мне, кстати, нравится).
Новый релиз мне не понравился, хотя он таки лучше Umskiptar. В целом, ничего годного от Варга я уже не ожидаю — лучше бы он полностью посвятил себя сельскому хозяйству и жене с детьми, и не юзал былую популярность.