Пост про мои любимые фильмы моего любимого постапокалиптического жанра задумывался давно. Но я все не могла выбрать фильмы для такого обзора. И до сих пор не могу. Так что, эти три фильма, на которые я сейчас написала рецензии, абсолютно случайно «всплыли» у меня в памяти. У них нет ничего общего, разве что немного схожая тематика и, наверное, тот факт, что в свое время все эти фильмы «провалились» в прокате.
Рецензии идут в «хронологическом» порядке — по дате выхода картин. Надеюсь, вы найдете для себя что-то полезное в этой писанине.
«Темный город» (1998 год)
Широкую известность режиссёру Алексу Пройасу принес культовый фильм «Ворон». Но при определенных обстоятельствах этот статус мог достаться фильму «Темный город». Этот фильм по праву считают одним из самых недооценённых фильмов 90ых.
Невозможно пересказать сюжет этого фильма – да и не нужно. В нем множество мелких деталей, которые создают общую картину – описать их все невозможно, а без них потеряется смысл. Поэтому, наверное, вместо сюжета, лучше разобрать атмосферу этого фильма. Алекс Пройас настоящий «певец безысходности и тоски». Он умеет передать трагедию, не прибегая к штампам, используя лишь полутона. Для «Темного города» они использовал псевдо-нуар, стилистическую вариацию на тему 40-50ых – где женщины всегда роскошны, а мужчины всегда серьезны. Декорации «города где всегда ночь» , кстати как ни странно «общие» с фильмом «Матрица». Но не только это их связывает – возможно, эти два фильма похожи по своей тематике и сюжету (доказывая, в очередной раз, что «Матрица» неоригинальна). Но в творении Вачовски нет такой сильной мрачной атмосферы, нет возможности созерцать, нет возможности домысливать.
Основной вопрос фильма – что делает человека человеком? Существует ли душа? и если да возможно ли объяснить ее природу? В «Темном городе» инопланетная раса, вселившиеся в мертвые человеческие тела (отсюда и сходство с кенобитами), с помощью экспериментов, искусственно меняя социальную среду и воспоминания человека, пытаются вычленить и препарировать эту «душу». Чтобы понять и, возможно, чтобы выжить.
Фильм, если и не меняет сознание и мировоззрение, заставляя «отряхнуться» от бытовой рутины и суеты, то точно заставляет задумается – «или то, что зримо мне, все есть только сон во сне?».
Отдельного внимания стоит работа композитора в этом фильме. Тревор Джонс сумел создать музыку, настолько гармонично вписывающуюся в повествование, что она производит впечатление единого целого с движением камеры, интонацией героев.
Главные герои характерны и харизматичны ровно на столько, сколько позволяет сюжет. Алекс Пройас специально искал на главную роль актера не широко известного, что он был не отвлекал внимание на себя. Руфус Сьюэлл справился со ролью Джона Мёрдока весьма успешно — ему сопереживаешь с начала до конца фильма. Дженнифер Коннелли изящна, мила и грациозна — сцена в ресторане, где ее героиня исполняет «sway», прям таки гипнотизирует. Кифер Сазерленд в очередной раз подтвердил свой недюжий талант сыграв здесь небольшую, нехарактерную для себя роль «сумасшедшего ученого».
Конечно, разочаровывает тот факт, что несмотря на все выше перечисленные достоинства — лента мало того что «провалилась» в прокате, так и для «узких кругов» являлась долгое время неизвестной. Возможно, в этом виноват бездарный промоушен — «Темный город», по неведомым причинам, в прокате позиционировался как «хоррор», трейлер был смонтирован довольно посредственно — премьеру фильма в 1998 не заметил никто — даже фанаты жанра. Время, конечно, расставило все на свои места — «Темный город» удостоился даже некоторых наград, а через 10 лет после премьеры Алекс Пройас представил режиссерскую версию с альтернативной концовкой — и фильм наконец-то «нашел» свою аудиторию. 10/10
http://www.gothic.com.ua/Sections/Cinema/2486.html
http://www.gothic.com.ua/Sections/Cinema/2486.html
«Судный день» (2008 год)
«Судный день» относится к числу тех фильмов, которые представляют альтернативное развитие человечества в недалеком будущем. Этот поджанр фантастики, к сожалению, не слишком любим широкой публикой, оттого и не каждый режиссёр идет на риск поставить такую картину. А жаль.
Сюжет «Судного дня» разворачивается сначала в Глазко, который заражен вирусом «Жнец» и власть не придумывает ничего лучше, чем постоять вокруг него стену, тем самым законсервировав город и обрекая его жителей на мучительную смерть. Но через 30 лет вирус вспыхивает в «благополучном» Лондоне. Параллельно, обнаруживается, что в Глазко все-таки теплится жизнь, т.е. людям каким-то образом удалось там победить вирус. Чтобы добыть антидот за стену отправляют элитный отряд спецназа, который возглавляет брутальная Иден (Рона Митра), которую в детстве сумели эвакуировать с зараженного города. В опустевший и одичавший Глазко въезжает БТР с солдатами, учеными и Роной Митрой на борту и тут начинается самое интересное.
Фильм можно логически и стилистически разделить на две части – два пути развития социума при сложившийся обстоятельствах, с точки зрения режиссёра Нила Маршалла . Первая часть (и, на мой взгляд, наиболее вероятный путь развития) – это постапокалиптический город, разрушенный и опустевший. Везде царит анархия, вакханалия, насилие и каннибализм. Люди живут по законам стаи. Хотя отдать должное — выглядят весьма стильно ;) Кстати, тут можно провести первую параллель с «Безумным Максом». Кожа, шкуры, обилие металлической фурнитуры, неестественный цвет и фактура волос, татуировки – адская смесь рейва, киберпанка и трайбла. За счет всего этого «картинка» первой части фильма получилась яркой и колоритной. И конечно же, «главный злодей» , предводитель одичавшей толпы Сол – образ его просто великолепен. Экспрессия, агрессивность, истеричность, театральность, желание «убить и съесть» своих родственников и с другой стороны трепетная привязанность к уже мертвой правда девушке – способность сыграть все это вызывает уважение к актеру Крэйгу Конуэю. Также есть визуально шикарный женский образ – та самая мертвая девушка Viper, с ее татуировками на лице, шипами в прическе, огромными когтями и виртуозным владением мечом.
Вторая часть фильма разворачивается в «средневековой» Шотландии, где ученый-эпидемиолог доктор Клей (Малкольм МакДауэлл), который должен был погибнуть 30 лет, провозгласил себя королем. По его мнению, только в таком виде (феодальный строй, абсолютная монархия) общество способно пережить любую катастрофу. Спорное утверждение, ровно как и тот факт, что социум, под давлением катастрофы, сможет со своей точки развития вернутся обратно к рыцарям на лошадях и ко всему прочему. За каких то 30 лет.
Что, безусловно, подкупает в «Судном дне» — так это великолепные съемки и дислокации, в которых проводились эти съемки. Хотя бюджет у фильма бессовестно мал (всего 30 млн.) – но он по этой части может дать фору современным высокобюджетным блокбастерам. «Глазко после катастрофы» снимали в пустынях Южной Африки, средневековую крепость – в известном замке Блекнесс в Шотландии (в 1990 году там снимались некоторые сцены фильма Дзеффирелли «Гамлет»). Сцены погонь – снова дань уважения «Безумному Максу». Отличие, пожалуй, только в роскошном Bentley, в котором разъезжает главная героиня.
Раз затронули тему «дани уважения» другим кинолентам, стоит отметить что режиссёр Нил Маршалл никогда не скрывал, а наоборот подчеркивал что он снимал «Судный день» под впечатлением от классических постапокалиптических фильмов 1970—1980 годов («Побег из Нью-Йорка», «Безумный Макс» и другие). У Нила Маршалла была цель — сделать фильм для современной публики, которая никогда не видела этих фильмов в кино, чтобы, благодаря его ленте, атмосфера этих фильмов поразила их так же, как те фильмы поразили его самого.
Но, к сожалению, на чаянья режиссёра откликнулись единицы. Фильм с треском провалился в прокате, собрав 11 млн. Хотя может быть это и к лучшему – что «Судный день» не стал «заезженным» у широких масс. У него есть своя публика, которая понимает для чего и зачем был снят этот фильм. Для них – «Судный день» настоящий подарок и захватывающий трип в мир постапокалипсиса. 9/10
http://www.gothic.com.ua/Sections/Cinema/2487.html
http://www.gothic.com.ua/Sections/Cinema/2487.html
«Риддик» (2013 год)
Этот фильм был достаточно долгожданным для публики. Вот только ждать пришлось 10 лет, и за это время значительная часть этой публики «перегорела», и остались только «фанаты жанра». Поэтому, неудивительно, что фильм не повторил успеха «хроник».
Легендарные «Хроники Риддика» вышли в 2004 году, предшествовали им телевизионный фильм «В чёрной дыре» и в кинофильм «Чёрная дыра». Кстати, сюжет нового «Риддика» во многом перекликается с сюжетом «Черной дыры» — в этом видят «возращения к корням» и целостность идеи. Это, конечно же, плюс, но с другой стороны при просмотре новой киноленты никак не можешь отделаться от чувства дежавю.
По сюжету, преданный и раненый Риддик попадает на пустынную планету, где ему приходится выживать и сражаться с местной весьма агрессивной фауной, в том числе с шакаловидными зверушками. Позже он приручает одну такую, и тут нельзя не вспомнить «Безумного Макса» и «Я -легенда». «Настоящему герою» всегда нужен верный пес как символ его человечности.
Первая часть фильма это монологи Риддика на фоне завораживающих постапокалипсических пейзажей и злобной живности. Во второй части фильма по душу Риддика прилетают сразу две банды охотников за головами – тут же начинается основной экшн. Экшн, который наблюдать было, честно говоря, скучно. Поскольку насколько харизматичен и драматичен Вин Дизель в своей роли, настолько второстепенные персонажи неинтересны и схематичны, и по сути своей являются декорацией. И как следствие, диалоги в фильме никакие и вызывают только тоску. А для подобного жанра – это жирный минус, и смазывает впечатление обо всем фильме.
В визуальной части придраться не к чему – несмотря на довольно скромный бюджет (38 миллионов) локации, оружие, костюмы, доспехи и монстры выглядят довольно убедительно. Даже ради всего это стоит посмотреть фильм.
В итоге мы получили фильм врядли «пригодный» для широких масс, но при этом привлекательный для «поклонников» саги о Риддике. Что само по себе неплохо. 5/10
http://www.gothic.com.ua/Sections/Cinema/2488.html
http://www.gothic.com.ua/Sections/Cinema/2488.html