Боги Египта: боги, как люди; сокол, как ворон; кровь, как золото

FIN03_GOE_1Sht_IMAX_Gold_VF

Алекс Пройас относится к тем режиссерам, чей творческий путь весьма тернист и неоднозначен. В его фильмографии не так много картин, большинство из них касаются мира сюрреалистичной фантастики, хотя успех к нему пришел с мистической драмой «Ворон». Потом можно выделить незамеченный публикой (причем совершенно зря) «Темный город», номинированную на Оскар экранизацию сборника Айзека Азимова «Я, Робот», да и пожалуй, из видных проектов — все. И вот сейчас, после 7-летнего молчания, Пройас вернулся с амбициозным произведением «Боги Египта».

Древний Египет с его мифологией, философией — тема благодарная, но требует большого внимания к деталям. А если в сюжете затрагивать взаимоотношения простых смертных с пантеоном богов — то должна присутствовать нетривиальная драматургия. Но, к сожалению, с поставленной задачей Алекс Пройас справился лишь отчасти.

Начало киноленты сшибает с ног масштабностью и обилием всего. Если место действия — то футуристические храмы — вольная интерпретация архитектуры Древнего Египта, если жители — то многотысячная толпа, если боги — то великаны, в чьих жилах течет золотая кровь, если доспехи и мантии — то из драгоценных материалов, сверкающих всеми цветами радуги под палящим солнцем Египта. Все это великолепие, призванное покорить зрителя и заставить его прочувствовать величие всего происходящего, выглядит весьма гротескно и воскрешает в памяти эстетику сериалов «Зена — королева воинов» и «Удивительные странствия Геракла». Сюжет весьма прост — во время коронации бога Гора (Николай Костер-Вальдау) — сына Осириса и Исиды — бог войны и песчаных бурь Сет (Джерард Батлер) убивает Осириса, колечит Гора («везет» персонажам Костера-Вальдау на различные членовредительства) и повергает Египет в хаос и разрушения. И тут на подмогу богу солнечного света приходит человек — мелкий вор Бек. Далее идет небольшое путешествие по пескам, череда эпичных боев, событий на грани миров мертвых и живых и традиционное и предсказуемое противостояние сил добра и зла. Повторюсь, сюжет совсем незатейлив, особенно для такого режиссера, как Пройас. Хотя есть моменты, где чувствуется его почерк. Например, у Алекса Пройаса, как у писателя и поэта Эдгара По, один из любимых образов — мертвая возлюбленная, которую оплакивает/пытается спасти или за которую пытается отомстить герой. Даже в «Богах Египта» Пройас нашел место для этой сюжетной линии. Второе — то, что главные герои в его фильмах лишаются либо жизни, либо какой-то части тела, либо переживают вмешательство извне — то есть, выступают в роли жертвы, которая в течение повествования становится карателем. Третье — более наглядный пример, кульминационный бой между Гором и Сетом чуть ли не досконально воссоздает бой между Эриком Дрейвеном и Топ Долларом в фильме «Ворон». Несмотря на то, что эти фильмы прямо противоположны и по настрою, и по целям и задачам, и по жанру, в конце концов, главные их герои, как это ни парадоксально, имеют ряд схожих черт — птичья тема (сокол и ворон), жажда мести, при всей неуязвимости и мощи они находят союзников среди простых смертных. Вот бы еще трагедии и пронзительности «Ворона» позаимствовать в рассматриваемый нами фильм — «Боги Египта» вполне могли состояться как фантастическая драматическая история. Но увы.

Но несмотря на сюжет, фильм вполне динамичен и «смотрибелен», не взирая на утомляющее обилие позолоты и компьютерной графики. Во многом это заслуга команды техников, ассистентов, специалистов по спецэффектам, каскадеров, которые прежде работали над фильмом «Безумный Макс: Дорога ярости». Кроме того, «Боги Египта» могут похвастаться неплохим актерским составом — хоть и Николай Костер-Вальдау, и Джерард Батлер безбожно переигрывают, а Элоди Юнг откровенно «не дотягивает» до коварной соблазнительницы и богини любви — наблюдать за ними в кадре приятно.

По некоторым данным, сейчас Пройас занят проектом под названием «Потерянный рай» — история противостояния Архангела Михаила и Люцифера (которого сыграет Брэдли Купер). Хочется надеяться, что автор учтет опыт «Богов Египта» и сместит акцент с пафоса визуальной составляющей на «раскрытие» персонажей , философский аспект и драматизм повествования. 5/10

http://www.sakhalin.info/weekly/112490/

Добавить комментарий