Сознаюсь сразу — я большой поклонник режиссерского гения Бёртона. То, что выходило на большой экран в полном метре — от «Битлджуса» в 1988 году до «Суини Тодда» (включительно) в 2007 году — шедевры. И то, на мюзикле про демона-парикмахера с Флит-стрит уже чувствовался какой-то подвох, который лично я списала на формат жанра. А то, что выходило у режиссера дальше, было очень масштабным, красочным, зрелищным, но уже без того обилия гротескного макабра, характерного для более ранних работ Тима Бёртона. Исключение только составляют «Мрачные тени» и «Франкенвини», вышедшие в один год. Но у «Мрачных теней» и так имелся крепкий базис в виде оригинально концепта сериала конца 60-70-х годов, а «Франкенвини» — мультипликационная версия короткометражки Бёртона 1984 года — по сути, старая работа в новой оболочке. И «Дом странных детей Мисс Перегрин» также можно посчитать типичным «бёртоновским кино» лишь наполовину. А жаль.
Сюжет фильма, которой является экранизацией одноименного романа Ренсома Риггза, довольно прост. Подросток Джейк отправляется на поиски приюта для детей со странностями, о котором ему рассказывал дедушка. В итоге он находит этот дом в английской провинции вместе с его обитателями и наставницей Мисс Перегрин, которая постепенно открывает Джейку тайны дома-убежища. Сама книга Риггза вошла в список бестселлеров The New York Times, но по большей части из-за своих иллюстраций — старинных и довольно пугающих фотографий, которые Ренсом Риггз и его друзья собирали на протяжении нескольких лет. И если литературный успех обеспечили эти фотокарточки, то успех кинематографический должен был обеспечить именитый режиссер, который специализируется на этой тематике. На самом деле, выбор режиссера здесь абсолютно логичен и понятен. И, отдать должное, первая половина фильма порадовала типичным для режиссера подходом. Бледный «томный юноша со взором горящим» Джейкоб, старинный викторианский особняк и быт 40-х годов, как раз в разгар войны. Очевидно, что Ева Грин сменила Хелен Бонем Картер на посту главной музы Бёртона — ее Мисс Перегрин драматична, эксцентрична, ее образ проработан до мелочей. Что же до остальных обитателей дома — они также колоритны, каждый в своей странности. Воздушная девушка-мечта Эмма, огненная Оливия, юный «доктор Франкенштейн» Инок, импозантный Гораций, милые каждая в своем «недостатке» девочки Фиона, Бронвин, Клэр, даже невидимка и близнецы — каждый из них способен очаровать зрителя. И поначалу, когда действие, как мы думаем, происходит в загробном мире, все это воспринимается органично. И даже в монстрах — Пустотах — и главных отрицательных персонажах очевиден почерк режиссера. Но, к сожалению, этого запала хватило только на первые полфильма. Я склона «винить» в этом сюжет. Он и в книге, что называется, «провисает», а при переносе на экран — и подавно. В итоге история получилась чрезвычайно эклектичной, будто связанной из разных ниток, набранной разными петлями на разные спицы. И если раньше Тим Бёртон мог направить этот фрик-парад по правильному маршруту, то в данном случае сложилось впечатление, что концовку фильма он, если «не слил», то занимался ей явно между делом. В качестве небольшого лирического отступления — в 2015 году вышло издание The Napkin Art of Tim Burton: Things You Think About in a Bar, которое представляет собой сборник эскизов и набросков на салфетках, которые Тим Бёртон делал между совещаниями, деловыми переговорами или просто сидя в баре. Занятный альбом, кстати, — не знаю, есть ли его русскоязычное издание, но, если вдруг встретите, рекомендую приобрести. Так вот. Там много разных эскизов, некоторые из них переросли в полноценные раскадровки любимых многими фильмов, а другие так и остались на салфетках. И возвращаясь к «Дому странных детей Мисс Перегрин» — сложилось такое впечатление, что над первой частью фильма режиссер работал кропотливо, с большим участием к деталям, лично контролируя весь процесс от и до, а когда дело дошло до кульминации и развязки, что-то пошло не так, и Тим Бёртон выдал своей обескураженной команде пару очередных салфеток с бара отеля «Ритц» с наброском, как должна выглядеть сцена бойни между Пустотами и скелетиками с корабля, пообещал сняться в камео и удалился со съемочной площадки. В итоге, казалось бы, типичный бёртоновский макабр на пристани выглядит несколько чужеродно, хотя это одна из главных сцен в этом фильме. То же самое можно отнести к финальному противостоянию главного героя со злодеем Бэрроном (потрясающая роль Сэмюэля Л. Джексона) — оно тоже получилось какое-то все неловкое и сумбурное.
Но в целом «Дом странных детей Мисс Перегрин» больше состоялся, чем нет. В разы монументальнее и интереснее всего того, что выходило в этом году в прокат для данной целевой аудитории. Фильм, безусловно, посмотреть стоит, даже если вы не фанат бёртоновского стиля. И напротив, фанатам, несмотря на вышеизложенные недостатки, будет интересно находить общие черты с «Большой рыбой», «Сонной лощиной» и тем же «Франкенвини». 7/10