Ох уж эти драматические, эпические кинопрочтения всем известных сказок на новый лад. В последнее время этот тренд в кинематографе набирает обороты — от «Сказки сказок» по Джамбаттисту Базиле (в нашем прокате — «Страшные сказки»), получившей статус «Культурного достояния» Италии, до диснеевской «Малефисенты», благодаря которой выяснилось, что не все то любовь, что принц. Такие фильмы отличают, как правило, сильнейший актерский состав, колоритные монументальные декорации и локации, кропотливая работа художников по костюмам, спецэффектам, а сюжет и концепт таких лент призван рвать привычные шаблоны, каноны в мелкие клочья, развивая их по ветру. Повествование обычно здесь выдержано в мрачных тонах, присутствует атмосфера сурового реального Средневековья, короли оказываются не столь благородны, а отрицательные персонажи оказываются не столь однозначны в своей коварности.
Все это присутствовало в первом фильме «Белоснежка и Охотник», который вышел на экраны 4 года назад. Изначально это было весьма рискованное мероприятие — это была далеко не первая экранизация «Белоснежки», и готическая хоррор-эстетика тоже использовалась прежде (например, в 1997 вышел довольно жесткий фильм «Белоснежка: Страшная сказка» с Сигурни Уивер). Также скепсис у публики вызвал и выбор актрисы на роль Белоснежки — Кристен Стюарт. Но в итоге все лавры достались Шарлиз Терон — настолько она была великолепна и органична в роли злой мачехи — королевы Равенны. Женская аудитория была покорена Крисом Хемсвортом — охотником печального образа. Две номинации на Оскар — за костюмы и визуальные эффекты — подтверждают, что со зрелищностью у первой части тоже было все в порядке, да и сюжет был вполне целостный — в духе «и жили они долго и счастливо». И внезапно — новости о съемках приквела.
На самом деле, «Белоснежка и Охотник 2» — не совсем «приквел». Но и продолжением истории его тоже нельзя назвать в полной мере. Конечно, данный фильм адресован прежде всего тем, кто смотрел и полюбил первую часть, но акцент здесь смещается с конфликта Равенны и Белоснежки на историю охотника Эрика. И сразу же создатели фильма приготовили жирный киноляп, который почти сразу смазал впечатление от сюжета второй части. Помните, что говорил брат королевы Равенны о жене Охотника? Я вот запомнила, а создатели «Белоснежки и Охотника 2» — нет. В итоге мы имеем притянутую за уши логическую связь между фильмами, которую, кстати, легко было избежать.
Не будем о грустном и сосредоточимся на новых персонажах сказки. Мы знакомимся с сестрой Равенны — Фреей (Эмили Блант), которая «стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших ее» — точнее, Снежной Королевой, которая построила в северных землях империю с многочисленным беспощадным войском охотников. В ее царстве существует мораторий на проявление человеческих чувств, таких как привязанность, сострадание, любовь. Но в отличие от сестры, которая наслаждалась своим могуществом и уверено шла по головам ради своих целей, Фрейя — героиня противоречивая, и «сердце прекрасной девы, которое обратилось в лед», все-таки бьется и сопереживает. Создатели вроде сначала начали бодро развивать данную трагическую линию в фильме, но ко второй половине пыл их угас. А жаль.
На самом деле, это, наверное, «общая» проблема второй части — легко подхватив мрачную, холодную атмосферу, дополнив ее полярными льдами и массовостью, создатели совершенно не развили драматичность, убрали все, что могло бы породнить фильм с триллером или хоррором, и свернули в сторону очередного фэнтезийного водевиля с шутками про гномов. Вторая проблема — становится очевидным, что из истории сделают франшизу, где связующим звеном будет Охотник. На мой взгляд, это несколько обесценивает все повествование.
Лучше вернемся к визуальному ряду. Ибо фильм стоит обязательно посмотреть, хотя бы из-за потрясающей картинки. Съемки проходили в Френшеме в Великобритании, но происходящее на экране воспринимается как нечто совсем из потустороннего мира — мрачные леса, изумрудная зелень, густые туманы. Локация северных земель — монохромность и строгость, отвесные скалы и бескрайние снежные равнины. И конечно же, костюмы главных героинь, над которыми снова работала Коллин Этвуд — ей удалось весьма успешно подчеркнуть антагонизм Фрейи и Равенны серебром и золотом, а финальная битва получилась и вовсе игрой на контрастах. Честно говоря, быстро разочаровавшись сюжетом по вышеизложенным причинам, я почти два часа продолжительности киноленты рассматривала костюмы и наслаждалась пейзажами. Что, собственно, тоже неплохо — иногда просто хочется созерцать, а не анализировать.
Поэтому очередное, бесспорно, впечатляющее кинопрочтение известной сказки для повзрослевших детей идеально подойдет для просмотра в конце напряженной рабочей недели. Эскапическая функция здесь представлена в полной мере. 7/10